Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Три пуда нелюбви

*
"КОСТЯ ТРЕПЛЕВ. ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ", В.Фильштинский, "ТАКОЙ ТЕАТР", СПб, 2015г. (10)

Вот ради таких спектаклей стоит ехать в другой город.

Казалось бы после бутусовской "Чайки" трудно удивить новым прочтением пьесы, но Вениамину Михайловичу Фильштинском это удалось - засчет предельной концентрации на одном персонаже. Ход центростремительный, противоположный бутусовскому центробежному. Спектакль в Сатириконе был большой, широкий, разомкнутый и отвязный, джазовый. Фильштинский ставит в академической традиции, в маленьком помещении, но результат получился в чем-то и схожий. Последняя реплика спектакля Такого Театра звучит так - "без театра нельзя", эти же слова могла говорить себе актриса Караваева, которой Бутусов посвятил свой спектакль и которая играла "Чайку" дома перед кинокамерой. Это театр о театре, об искусстве. Театр по завету Шекспира поставил зеркало перед природой, только на этот раз перед своей собственной природой.

Спектакль будет особенно интересен театралам - зрителям, которые знают пьесу наизусть, и людям театра (людям искусства). Творчество показано изнутри, Костя - человек без кожи: всё наружу, все чувства, рефлексии, комплексы. К тому же человек начинающий и неудавшийся, несостоятельный, а это всё обостряет и усиливает до предела.

Роль Треплева выстроена в спектакле очень сложно, в два потока. Актер Александр Кудренко является соавтором спектакля, в программке он значится автором ассоциативных текстов. Он рассказывает о Треплеве, домысливает, что тот делал, когда отсутствовал на сцене. Он то входит в образ, то выходит и снова говорит о Треплеве в третьем лице. Иногда переключение происходит мгновенно (и это виртуозно исполнено), иногда для этого требуются специальные приемы - актер отворачивается, упирается вжимается всем телом в угол декорации, потом надевает круглые очки и сразу выдает запредельную степень неврастении - его колотит, он заикается спотыкается, то кричит, то шепчет. Голос срывается и вибрирует. В маленьком зале (спектакль играют в музее Достоевского) это производит совсем уж сокрушительное впечатление. Давно не видел подобных актерских протуберанцев - и ведь поначалу ничего не предвещало.
Актеры вышли, к ним присоединился режиссер, они начали спокойный разговор со зрителями - о пьесе, о театре (среди зрителей был один очень известный петербургский актер с дочерью, спросили у нее, каково это быть дочерью знаменитого актера). Я сразу определил, кто будет Треплевым (сделать это было несложно, актеров было всего четверо и персонажей четыре, кроме Кости - Сорин, Аркадина и Заречная). Актер показался неярким, немолодым и нехаризматичным - тем удивительнее было превращение.

Треплев -центральный герой. Начинающий драматург, режиссер, писатель. Молодой, начинающий человек у которого проблема с окружающей средой - нелюбовь. Костя в отсутствии любви, в отсутствии взаимности. В пьесе пять пудов любви, в спектакле три пуда нелюбви. Костю не любят те, чья любовь ему нужнее всего. Да, его любит Маша, об этом несколько раз упоминает Сорин, и Сорин его любит, но не это нужно Косте.

1-й пуд нелюбви - Костю не любит мать. Аркадина любит себя, любит театр, любит Тригорина, на сына любви не остается. Больше того, она его НЕ любит и он это не только чувствует, но и понимает, понимает механизм нелюбви - без меня ей 37 лет, а со мной 43.

Анна Алексахина получила роль-подарок, роль большую, сложносочиненную, составную - монологи из "Дамы с камелиями", из "Гамлета", из "Чада жизни" (несколько раз), стихи Некрасова. Много слов и жестов и игры без слов - как она долго снимает кольца, перчатки, браслеты, когда Костя просит сделать перевязку. И много пауз, наполненных чувством и мыслью, рефлексией. Она остается на сцене, когда Костя говорит о ней с Сориным - замирает и слушает, очень выразительно, напряженно. И игра с публикой (во время представления костиной пьесы садится в первый ряд зрительного зала и ни на минуту не замолкает, обсуждает спектакль с соседями, оборачивается и обсуждает со зрителями второго ряда).
Актриса Актрисовна - пожалуй самая отрицательная Аркадина на моей памяти, эгоистичная, скупая (играет со зрителями в лото и тут же предупреждает - не забудьте после спектакля оставить реквизит на столике, а то заберут бочонок, на всех не напасешься). Она забирает все внимание на себя и даже в финале у неостывшего трупа собственного сына читает из "Гамлета" и привычно выходит на поклон.

2-й пуд нелюбви. Костю не любит Нина (Анна Донченко). Нина любит театр, свой будущий успех и Тригорина. Нина идет своей дорогой, идет к успеху - она в это верит. Амбициозная девочка в первых действиях пьесы превращается в финальной сцене в настоящую актрису.

В спектакле монолог из костиной пьесы исполняют три раза.
Первый раз его играет Нина в постановке автора. Это спектакль новой драмы, чернуха. Беременная женщина одна на вокзале, на черной лавке в зале ожидания - то ли засыпает, то ли теряет сознание и ей кажется что она осталась одна в целом мире - пустом и темном. Нина выбегает из зала в соседний потом возвращается и несколько раз повторяет первое слово, кричит "люди! ... люди!... люди!" - гулкое эхо и никакого ответа. Только после этого про львов, орлов, куропаток и мировую душу. Это душа Кости - одинокого, брошенного и чувствующего творческий потенциал, беременная творчеством, душа отзывчивая, вместившая других людей.
Второй раз монолог читает Аркадина - как стихи, гладко, с поставленными интонациями, паузами, с поставленным дыханием. Мастер-класс звуков, лишенных содержания, живой мысли и сильного чувства.
Третий раз монолог читает Нина, но уже от себя, в своей собственной постановке. Это монолог состоявшейся актрисы (актриса - мировая душа, вмещающая угасшие жизни, всех этих львов, орлов, куропаток, души других людей и убитой чайки). Монолог условный, рафинированный отвлеченный от конкретики (беременность, вокзал), но раскрывающий суть искусства.
Костя слышит это и все окончательно понимает - про Нину и про себя.
Он понимает про третий пуд нелюбви - муза его тоже не любит, взаимности нет и в творчестве: его пьеса не имеет успеха, ни в домашнем театре, ни в профессиональных. Он начинает писать прозу, но и тут большого успеха нет. Не может найти свой тон, а ведь в пьесе "Люди, львы, орлы" он был.

Четвертый персонаж спектакля Сорин (Валерий Дьяченко) поначалу кажется служебным, стенкой для диалога с Костей, рассказчиком вводящим зрителя в курс дела. Сорин находится за скобками, иногда становится за прожектор и светит. И постепенно добавляет в спектакль собственную тему, достраивает новый отдельный, самый верхнй этаж в этой сложной театральной конструкции. Сорин - созерцатель, а может быть автор, а может быть это постаревший Костя - если бы тот был немного поспокойнее и не дошло бы до выстрелов и была прожита долгая жизнь человека, который хотел (хотел сделаться литератором и не сделался). И постепенно научился мудрости и терпению, научился отвечать на нелюбовь любовью.
Tags: Блистательный Санкт-Петербург, театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments