Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Реверанс

*
«МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ», Д. Подалидес, «БУФФ дю НОР», Франция, 2012г. (6)

Как хорошо начался в этот раз Чеховский фестиваль, правильно, от печки, с «театра для людей» - классического, комического, художественного и общедоступного.

Чистая и простая, самодостаточная театральность - без напряженных рефлексий, болезненного самоотрицания, бегства от себя в поисках чего-то иного. Французский Мольер оказался близок традиционному Островскому в Малом театре. Но еще больше эта французская театральность мне напомнила театральность вахтанговскую, спектакль с Владимиром Этушем - Журденом. Центральный герой в таких спектаклях особенно важен, в данном случае комик-простак, находящийся в постоянном контакте с зрительным залом. Нет любимца публики в роли Журдена – нет спектакля. Во французском спектакле такой «Этуш» есть – Паскаль Ренерик.

Жанр – комедия-балет, в первой части было больше комедии, во второй танцев и всяческой экзотики от турецкой до галантной. Публику развлекали, и делали это художественно – с живым оркестром, профессиональными певцами и подлинной музыкой Люлли (музыкальный ансамбль называется правильно «Реверанс» - лучше, точнее не придумаешь).

Классический текст не актуализируют специально, но он все равно, как господин Журден-Ренерик, нет-нет да и подмигнет зрителю со сцены.
Мне два раза подмигнул – в самом начале и в самом конце.

1.
В первой сцене спор двух деятелей искусств – учителя музыки и учителя танцев - о заказчике. Прозвучали аргументы к нашим сегодняшним театральным спорам вокруг попыток тех, кто платит, попробовать начать заказывать музыку.

Учитель музыки. Мы нашли именно такого человека, какой нам нужен.
Господин Журден с его помешательством на дворянстве и на светском обхождении -- это для нас просто клад.
Если б все на него сделались похожи, то вашим танцам и моей музыке больше и желать было бы нечего.
Учитель танцев. Ну, не совсем. Мне бы хотелось, для его же блага,
чтоб он лучше разбирался в тех вещах, о которых мы ему толкуем.
Учитель музыки. Разбирается-то он в них плохо, да зато хорошо платит, а наши искусства ни в чем сейчас так не нуждаются, как именно в этом.
Учитель танцев. Признаюсь, я слегка неравнодушен к славе.
Что ни говорите, приятно трудиться для людей, способных чувствовать тонкости того или иного искусства, умеющих ценить красоты произведений и лестными знаками одобрения вознаграждать вас за труд.
Учитель музыки. Я с этим согласен, я и сам люблю похвалы,
но ведь на фимиам не проживешь. Лучший способ поощрения --
это вложить вам что-нибудь в руку. Откровенно говоря, познания нашего хозяина невелики, судит он обо всем вкривь и вкось, однакож деньги выпрямляют кривизну его суждений, его здравый смысл находится в кошельке, его похвалы отчеканены в виде монет.
Учитель танцев. В ваших словах есть некоторая доля истины,
но только, мне кажется, вы придаете деньгам слишком большое значение;
между тем корысть есть нечто до такой степени низменное, что человеку порядочному не должно выказывать к ней особой склонности.
Учитель музыки. Однако у нашего чудака вы преспокойно берете деньги.
Учитель танцев. Конечно, беру, но деньги для меня не главное. Если б к его богатству да еще хоть немного хорошего вкуса -- вот чего бы я желал.

Я бы тоже.

2.
А к хэппи-энду сквозь комедию нравов и галантную музыку проступила тема брачных игр, всё свелось к истории четырех пар: супруги (господин Журден и госпожа Журден), молодые влюбленные (Клеонт и Люсиль), немолодые влюбленные (Дорант и Доримена), влюбленные слуги (Ковьель и Николь). Тема любви и брака всегда находит отклик в сердце зрителя, что на Островском, что на Мольере.
Tags: ЧехФест, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments