Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Территорию не отдадим

.
«ТЕРРИТОРИЯ», А.Мельник, Россия, 2015г. (9)

Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.


Фильм видовой. Пейзажные сьемки прекрасны, сказочное, баснословное природное разнообразие: тундра, скалы, горы, лес, реки, океан; собаки, олени (самый выразительный кадр – глаз оленя в снегу).

Актеры фактурные. Главный – Константин Лавроненко, который в современном русском кино отвечает за мужскую тему, и остальные ему подстать, разнообразие мужских характеров/ Характер самый развитый драматургически достался Евгению Цыганову. Но даже небольшие роли очень выразительно сыграны (Александр Коршунов в роли министра – пожалуй, лучший актерский эпизод фильма).

Повествовательный план нечеткий. Разорванные фрагменты не связанные сюжетной линией, непоследовательные. Поначалу это мешает, через некоторое время понимаешь, что это такое кино, несюжетное, у него особые правила. Эпизоды не следуют один за другим, а составляют мозаику. В каких-то случаях есть конкретная привязка ко времени и месту, в каких-то все размыто – и границы территории и календарь. Территория расширяется, а действие происходит в далеком прошлом, или в настоящем, или всегда.

Фильм с посланием. Пусть не всегда ясен сюжетный план, зато на метафорическом плане все ясно. Послание ясное, простое и немногословное (как немногословны люди, живущие на территории,коренные жители и геологи):
«территорию я вам не отдам!»

Послание адресовано не столько наружу (угроза или предупреждение претендентам на территорию, реальным или гипотетическим, людям или природе, пустоте, мерзлоте), сколько внутрь, себе самому (нам самим), «Я не отдам» и смысловое ударение на слово «я», а не слово «вам».

Действие фильма происходит в прошлом, в советском прошлом. В одном из последних эпизодов даже день назван – 12 апреля 1961 года (это самый символический эпизод, награда за упорство, не отдали территорию горизонтальную и открылось новое измерение, вертикальное, чтобы в космос подняться, нужно твердо стоять на территории земли).
И послание тоже там содержится, в прошлом, но направлено он не столько в прошлое, сколько оттуда к нам, в наше настоящее и будущее. Прошлое и настоящее, герои фильма и его зрители, создатели фильма, современные спонсоры фильма, перечисленные в финале рядом с историческими фотографиями (последняя в череде фотографий – фотография Олега Куваева, автора романа «Территория»). Все эти многочисленные они обьединены в «мы» и вот это самое «мы» территорию не отдаст. После финальных титров появляется уверенность в будущем. В этом смысле фильм «Территория» футуристический, это наш «Интерстеллар» (много смысловых и даже сюжетных параллелей, можно большую статью писать).

А когда читаешь новостную ленту, будущее территории становится не таким уж фантастически далеким. Вот, например, строят сейчас в Петербурге плавучую АЭС, первое место размещения – как раз Певек, где происходит действие фильма.

Для следующих поколений территория это наследство, это обременение, чемодан без ручки, который тяжело нести, но отчего-то жалко выбрасывать. От наследства уже было решили отказываться (один из героев фильма – начальник, которого играет Качан, не верит, что на территории есть золото, или реальный начальник, сказавший, что «мы страна молодая, нам всего-то 20 лет»), обременение сбросить, начать с чистого лица.

Это ведь территория особая. Это же не территория комфорта, ее не назовешь цивилизованной, там действуют совсем другие законы. Законы физики действуют, а законы цивилизованного мира нет, там другая метафизика, там у людей другие мотивы. Золото, которое они ищут, это же не то золото, которое ищут герои «Золотой лихорадки» Чаплина. По химическому составу тот же Aurum, но по метафизическому составу совершенно другое (впрочем нет, в фильме есть один эпизод золотой лихорадки, отсутствующий в романе).

Герои фильма уверены, что на территории есть золото. Они ищут золото в природе, но и в себе, в своей собственной природе, в природе человека.

Это территория тяжелой работы, территория испытаний, риска. Это не территория комфорта, удовольствия. Зато это территория счастья.

Территория не только в географическом, горизонтальном смысле – «часть поверхности суши с определёнными границами», можно понимать расширительно – «одна шестая часть суши». Но и в метафорическом, метафизическом, вертикальном.

Территория памяти. Наше прошлое – наш собственный суверенный взгляд на нашу собственную историю, это тоже наследство, которое надо иметь мужество принять. Послание фильма и в этом тоже. Эту территорию тоже никому не отдадим.

Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие - как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Tags: Музыка Александрова, кино
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…