Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Кабачок «Четыре стула»

*
«НАЗНАЧЕНИЕ», Н.Петрова, ТИ им.ЩЕПКИНА, Москва, 2015г. (9)

Пять лет назад видел в ТЦ «На Страстном» поставленный Наталией Петровой прекрасный спектакль щепкинцев предыдущего курса В.И.Коршунова «Лето и дым», потому и на этот решил обязательно сходить. Он оказался совсем другим, особенно поначалу – очень легким, динамичным, условным, скользящим по драматическим коллизиям пьесы Володина с некоторым игровым отстранением. Пьеса написана в начале 60-х годов, отстранение, с которым играют ее современные студенты понятно, но в данном случае и само это отстранение не очень то современно, оно тоже принадлежит скорее 60-м годам, может быть не началу, а концу 60-х, когда стало меньше пафоса, больше юмора, но светлое ощущение надежды сохранилось .
Пьесу сразу берут в скобки. Прежде всего тем, что введено лицо от автора, ведущий - один из студентов (в программке обозначен своим настоящим именем Дима Новиков) выходит на сцену из середины зрительного зала и начинает спектакль, представляет героев и потом управляет спектаклем, дирижирует, руководит и задает правила театральной игры – условно-юмористической. Оформление условное – четыре стола, четыре стула, пустые рамы и черный задник. Такая легкая, «контурная» сценография была в моде как раз в 60-е (в спектаклях Ефремова, Львова-Анохина, Эфроса). А юмористический насмешливый тон напомнил о телевизионном юморе тех лет, о первых выпусках Кабачка «13 стульев». И пан Ведущий есть, и пан директор (Куропеев - Евгений Шевченко) и комическая пара (родители главного героя). Но это не совсем пан Профессор и пани Моника, это два печальных клоуна, устало пилящих друг друга. Есть и более существенное отличие от кабачка - драматические сценки служебной и семейной жизни перемежаются не только танцевальными па (их совсем немного, для перемены декораций), но и стихами Володина в исполнении пана Ведущего. Стихотворные строчки отрывочные (пометки на полях), они хорошо сочетаются с легким скользящим тоном спектакля, но все-таки настраивают на более серьезный лад. Драма проступает после антракта.

Первое действие разгон, второе действие взлет. Запустив и разогнав действие Ведущий отходит в сторону и больше наблюдает. Нет, он не возвращается обратно в зал, стоит или сидит в глубине сцены, но становится снова зрителем, одним из нас, нашим представителем.
А на первый план выходит главный герой пьесы Лямин и постепенно стихи (пометки на полях действия) переходят к нему, становятся все более развернутыми, и потому сам герой раскрывается (ведь это его стихи, его внутренние монологи). И коллизии семейные и коллизии служебные уже показаны всерьез. И вот тут уже вспоминаешь, как тонко была рассказана история любви в «Лето и дым». Два актера (Сергей Сахаров и Ольга Сидорова) и здесь играют тонко, играют непростую историю семейного счастья. Замечательный дуэт, и «женщина замедленного действия» замечательная. Именно в щепкинском училище знают способ, как выращивать актрис для подобных ролей с вибрацией женской натуры (я не только Ирину Тараник вспомнил, но и Инну Чурикову).

В последних сценах и за юмористическими масками сослуживцев проявляются драматические лица, один за одним наступают моменты истины у каждого персонажа. Пьесы Володина точно прописаны во времени и месте, в данном случае (как и в «Пяти вечерах», как и в «Старшей сестре») – в послевоенном Ленинграде и война обязательно там присутствует, в личном прошлом героев, они об этом редко говорят, но всегда помнят и эта «послевоенность» должна быть сыграна.
Герои Володина это поколение моих родителей, они жили как раз там и тогда, и я их всегда узнаю в володинских пьесах и в спектаклях, если они точно поставлены, как в данном случае. Тон в спектакле меняется по ходу дела (это нечасто бывает и представляет особую ценность для зрителя), но всегда остается точным, володинским.

А очень своеобразная володинская театральная условность с появлением в финале товарища Муравеева (клона прежнего пана Директора товарища Куропеева) не только дает прекрасную возможность для актера (повернуть самого себя другой гранью), но и возвращает в спектакль отстранение, игровое начало, ставит знак вопроса под прекраснодушными мечтами русского интеллигента.

Вот если бы к трудолюбию прибавить образование, а к образованности организованность…
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments