Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Браво, жюри Золотой маски!

*
Насколько неудачной была в этом году гастрольная программа Маски, настолько удачным, правильным, самым правильным за все годы, было распределение призов.

По самым главным позициям - полное совпадение с моими пожеланиями ( http://lev-semerkin.livejournal.com/642540.html ).
Драматическое жюри наградило главной Маской «Вишневый Сад», а музыкальное «Королеву индейцев».
И почти сбылось моё пожелание, чтобы ВСЕ возможные Маски «Королеве» достались, она получила еще четыре – Курентзису, Селларсу, Кучер и приз критики.

Распределение Масок очень интересно обсуждали (до, во время и сразу после церемонии) с блогоприятелем jeanix (http://jeanix.livejournal.com/160021.html). Сюда вынесу резюме.

Традиционная золотомасочная интрига «Москва или Питер», «столицы или провинция» на этот раз разрешилась явной победой Питера в драматическом театре (спектакли большой и малой формы, режиссура и сценография) и победой провинции в музыкальном (Пермь и Екатеринбург взяли вдвое больше Масок, чем Москва и Петербург).
Чему я очень рад.
Московский сезон был невыдающийся (лучшие театры последних лет – вахтанговский, Сатирикон и РАМТ – взяли паузу и не номинировались, впрочем "Ладу" и "Отелло" я бы номинорвал), а петербургский и пермский театр на подьеме.
Додин, Бутусов и Курентзис – вот лидеры современного русского театра!

Однако, на этой Маске была и еще пара интригующих противостояний.

1) Актуальные режиссеры («Треплевы») или традиционные («Тригорины»)?
Актуальные были представлены Серебренниковым, Богомоловым, Кулябиным, Волкостреловым. Традиционные - Додиным, Женовачом, Яновской и … Бутусовым. Режиссура Бутусова хоть и «треплевская», но совершенно не актуальная, у него свой пусть и он проходит далеко в стороне от моды. И от моды на прямую оппозиционность, и от моды на минимализм, на антитеатр, на европейскую картинку. А главное, его путь ведет «к» автору пьесы, а не «куда угодно» (а на деле – «к себе любимому», к своей собственной злости, к своей собственной пустоте или собственным любимым идеям).

Драматическое жюри во главе с опытнейшим театральным судьей (Смелянский был в жюри в 2000-м году и потом дважды возглавлял жюри, в 2004-м и 2010-м) приняло взвешенное решение с уклоном в консерватизм.

Предполагаю, что на решении жюри сказалась резкая (и справедливая) критическая волна в адрес национальной театральной премии (с подозрением в ангажированности).
Директор Золотой Маски является директором театра Наций, председатель жюри входит в руководство МХТ, спектакли обоих театров номинированы в слишком больших количествах.
Критика подействовала:
театр Наций прокатили по всем номинациям (9 номинаций и ни одной Маски!)
у МХТ из 5 номинаций всего одна Маска (и то актеру не коренному и наполовину ленкомовскому).
От этого и явный фаворит Богомолов пострадал, были номинированы две его постановки, и как раз в этих театрах, попавших под подозрение.

Маска за лучшую мужскую роль – почти единственное мое несогласие с выбором жюри. «Карамазовы-Богомоловы» мне не нравятся и игра Миркурбанова там самая богомоловская. А "Вишневый сад" спектакль выдающийся, и одной Маски, пусть и самой главной, ему мало. Лопахин там центральный персонаж (Лопахин-Варя главная пара) и Козловский силён (кстати и в кино у него очень удачная роль в этом году "Духлесс-2", мне понравилось, раньше я его не видел в кино ни разу) и Боярская вполне достойна Маски (я пока еще не видел "Возмездие", получившее Маску за женскую роль, не рискую на этот пятичасовой моно-Блок идти :).
А кроме того, награждение Козловского и/или Боярской вывело бы театральную премию за пределы узкотеатрального события, этих актеров знают, про эти Маски рассказали бы все СМИ. А так получилось, что главным событием Золотой Маски-2015 стал "Тангейзер" - только про него все и узнали, только эта новость в топе. У театралов местечковые радости - Додин, Бутусов и Курентзис, а общество узнало только про "Кулебякина" и Медынского.

2) На этот раз было много очень много постановок звезд зарубежной режиссуры (Лепаж, Доннелан, Штайн, Селларс, Майо, Карлсон и полузарубежный Жолдак).
Отсюда еще одна интрига – кто соберет больше Масок, приглашенные звезды или свои, отечественные?
В драматических номинациях победили отечественные (постановка Лепажа не получила ничего, постановка Жолдака ничего, а постановка Доннелана только одну Маску за свет)
В музыкальных победили зарубежные – три главных спектакля-победителя (в опере «Королева индейцев», в балете «Укрощение строптивой» и в мюзикле «Чаплин») поставлены зарубежными режиссерами.
Награждение «Чаплина» (и Чаплина-Зайцева особенно) еще одно совпадение с моими пожеланиями.

Ну и Фирса Штайна не забыли, опера «Аида» Масок не получила, но отметили совокупность заслуг режиссера (и перед русским театром тоже, все-таки его «Орестея» была крупнейшим событием).

=======

И все-таки как разнообразен наш театр!
Читаю сегодня в ЖЖ блогоприятеля pavelrudnev (http://pavelrudnev.livejournal.com/1862689.html ) удовлетворение от решения жюри и не нахожу ни одной из им перечисленных Масок среди моих состоявшихся пожеланий. Список лауреатов содержит непересекающиеся множества!
Tags: Богомолов, Бутусов, Додин, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…