Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Иван и два чечена

*
«МЕФИСТО», А.Шапиро, МХТ им.ЧЕХОВА, 2015г. (2)

«Генералы всегда готовятся к прошлой войне». У европейских деятелей культуры старшего поколения тоже есть такая «прошлая война» - вторая мировая, это их точка отсчета, начало координат, краеугольный камень мировоззрения, палата мер и весов, констант и аксиом – Германия 30-х годов прошлого века. Там ищутся последние аргументы для споров (знаменитый «закон Годвина»), там источники самых сильных фобий и культов. При малейшей тревоге срабатывает условный рефлекс, рука сама тянется к книжной полке (лучше к полке с фильмами) и выбирает что-нибудь антифашистское. В текущем московском театральном сезоне уже достали с полки «Нюрнберг» и «Корабль дураков», а вот теперь «Мефисто».

Самое неожиданное в этой постановке – выбор актера на главную роль. Очень нетривиальный выбор и в этом угадывалась концепция, броский и сильный ход (таким был выбор Ренаты Литвиновой на роль Раневской в мхатовском «Вишневом саде» Шапиро).
У Алексея Кравченко есть своя актерская тема, своё уже сложившееся (главным образом в спектаклях Серебренникова) амплуа. От Нила в «Мещанах» до Гуся в «Зойкиной квартире». Мхатовские роли выстраиваются в линию – мужскую, волевую, брутальную. Русскую - Ванька, Ваня-молодец, Иван Царевич, Иван Иванович. Кравченко – воин и вдруг мечущийся интеллигент, немецкий актер Хёфген. Что высечет театр из такого столкновения кшатрия и брахмана? Какой-нибудь «русский фашизм»? Курносый белокурый бестия?
Увы, не высеклось ничего.
Кравченко не интересен ни в роли актера, ни в роли режиссера, ни в роли Мефистофеля, ни в роли Гамлета. Материал ("оперетта в стиле рюс") давал возможность в царевича сыграть, но ограничились хохмой.
Да и сюжет не интересен. Выглядит очень рутинным, шаблонным (картонный коммунист, картонный национал-социалист, дежурные аргументы) и поставлен рутинно, проиллюстрирован. Такого «малого театра» в Малом театре давно не сыщешь. Бархат, бархат, бархат. Занавесы, занавесы, занавесы. Да еще оркестровая яма с музыкантами и актеры поют зонги. Все это совсем без страсти, в полноги – и зонги и социальные эксперименты левого театра.
Смотришь и глазам не веришь, это Шапиро? Тот, который в Малом театре ставил «Дети солнца» и ободрал историческую сцену до кирпичного задника?
На антракт я вышел в сильном недоумении.

После антракта недоумения рассеялось, первое действие оказалось стилизацией, специально устроенной ловушкой - гамбит для зрителя.
Во втором действии режиссерская манера и сценография резко изменились. Тряпье – вон! Огромная сцена обнажена. Оркестр сидит на сцене и действующие лица постоянно сидят на сцене. Сверху опускаются линейки прожекторов, картинка оживает.
Но главным оживляющим моментом становится все же не смена сценографии, а появление нового персонажа и нового актера. Николай Чиндяйкин в роли министра почти повторяет успех Рольфа Хоппе (маршала в фильме «Мефисто» Иштвана Сабо). Министр азартен, он подвижен, он привлекает и пугает, он купается в успехе. И окончательно вытесняет Кравченко из образа, ну какой он Мефисто рядом с таким чертом лысым!

Вместе с театральной формой должна актуализироваться и содержательная сторона. Какой ресурс будет задействован для актуализации сюжета из далекой немецкой истории о сотрудничестве театрального деятеля с властью? Какие параллели возникнут?
Что-то из собственной театральной судьбы режиссера – «Хёфген это я» ?
У Шапиро есть и опыт сотрудничества с властью – советской, он много лет был главным режиссером театра в Риге, и опыт эмиграции из Латвии в Россию.
Нет, этой личной ноты я не почувствовал. Режиссер не узнал в Мефисто себя.
А может быть какая-то линия протянется от Кравченко к Серебренникову, получившему театр от властей уже в наши дни?
Или от Хёфгена к Табакову?
Нет, на эти фигуры спектакль не замахивается, он не царапает, он делает приятно и во втором действии тоже - даже дуэт из оперетты Кальмана исполняют.
Единственный радикальный прием - появление на сцене двух бородатых ваххабитов. Материализация фобий режиссера, театральный ответ на вопрос, который он сформулировал в аннотации:
что ждёт нас завтра? Нас — это меня, вас, друзей, соседей, страну.

Замах на рубль, а удар получился на копейку. Ни Иван ни чечены не выстрелили. К финалу спектакль совсем сдулся – высокий покровитель министр отказал знаменитому актеру в очередной просьбе и послал его. Вот это и ждет – сегодня назначили и денег дали, завтра снимут/урежут финансирование, послезавтра опять назначат. Рутина (то с бархатом и занавесами, то с прожекторами и без занавеса).
За страну не скажу, а «друзей и соседей» режиссера ждет именно это.
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments