Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Жена, три сестры, а тут еще эти разговоры…

*
«ТРИ СЕСТРЫ», Ю.Бутусов, ТЕАТР им.ЛЕНСОВЕТА, Санкт-Петербург, 2014г. (9)

Редкий случай – спектакль мне сразу не понравился и не нравился довольно долго. На первом действии скучал (зачем такая длинная настройка), а на втором уже злился (хаотичный набор приколов - так попробуем, сяк попробуем, зачем выносить это зрителям) - не было никакого контакта и по итоговому впечатлению от спектакля эти два действия лишние, их нужно просто отрезать и начать сразу с третьего.

Третье действие (действие пожара) и начинается с начала (с первых реплик пьесы) и представляет заглавных героинь. На сцене только они. Три женщины, три черных фурии – в черных-черных платьях под черным-черным флагом. На сцене помост, плот, сцена на сцене. Три поджигательницы, три пиратки на плоту, три бэк-вокалистки извиваются перед микрофонами на рок-концерте ("блюз это когда хорошему человеку плохо") в черном-черном отчаянии они произносят чеховские реплики, а играют другое, не текст (текст лишь произносят разрывая его хриплыми голосами). Играют то, что за чеховским текстом, выворачивают наизнанку, но ведь это именно чеховская изнанка (несгораемый остаток, черный пепел сгоревшей драмы).
По большому счету первая сцена третьего действия это и есть «Три сестры в постановке Бутусова» квинтэссенция, ничего больше и не надо, никаких других сцен, никаких других персонажей.
Но заканчивается блюз и с капитанского мостика на палубу все-таки спускаются остальные. Заложники на пиратском корабле. Спектакль продолжается, расширяется не понижая температуру горения. Огонь такой силы, что один из героев (погоревший Федотик, солдатик) сгорает в огне. Его послание в вечность, его последнее слово, косноязычная попытка взять библейский тон – это кульминация спектакля.

Третье действие - самое лучшее, самое цельное и внятное. И заканчивается оно прекрасной (безмолвной по контрасту с началом) мизансценой – три сестры, три огромные тени нависают над Андреем и над зрителями. Андрей ведет свой тяжелый разговор с сестрами находясь в зрительном зале, сестры одна за другой уходят с авансцены за белые плоскости-экраны и он заканчивает говорить уже в пустоту, в стену.

Андрей и в первых частях был самым интересным персонажем – актер примерял толщинки, потом парный танец с Ферапонтом и бумагами. В финале третьего действия он стал выходить на первый план, а в четвертом стал уже главным героем. Стоял с коляской, «прислонясь к дверному косяку» в глубине сцены и наблюдал происходящее как зритель. Андрей в финале третьего действия спустился к зрителям, забрал зрителей и потом увел их за собой на сцену. Четвертое действие мы видим его глазами, слышим его ушами и все смысловые ниточки – слова Тузенбаха, Вершинина, Маши «о смысле» - завязываются в узел, собираются в один текст у него (у нас) в голове.

Жена, три сестры, Ферапонт с бумагами, погода такая, что того и гляди снег пойдет, а тут еще эти разговоры…

Обращенные к Андрею слова Чебутыкина («возьми палку и уходи») кажутся толстовской проповедью (это Андрей видит в Чебутыкине Льва Толстого, в прежних постановках пьесы такой ассоциации не возникало).

Четвертое действие спектакля опять дисгармоничное, раздерганное, с протуберанцами вставных номеров, но с пути уже не сбиться. Осмысленый взгляд человека с картины старых мастеров (подобный взгляд был и в "Лире", портрет стоял у задника) взирает сверху на весь этот хаос. Канат, протянутый через весь спектакль, уже не дает сбиться с пути. Появляется структура, рифмы.
Вот еще одна рифма – музыкальная, контрастная к шумному, трешевому началу третьего действия: в начале четвертого действия играет пианино (наверное, так прекрасно играет Моцарта Маша). За обожженной женской натурой таится вечная женственность (апофеоз - Шульженко, «Руки», танец рук), три фурии-брюнетки превращаются в трех белокурых кукол на пианино. Детство, свет, ясность мысли - Андрей садится за пианино и говорит с ними. И наступает откровение, то, ради чего собственно и

Весь это джаз, все эти поиски, все эти конвульсии, обрывки, проблески смысла.

Ну а потом «детство» заканчивается – из-за пианино появляется жена, ее ноги работают как ножницы, отрезают детство.
Но накопленный опыт все таки просветляет, цвет возвращается в обугленный мир и сестры выходят на финальную мизансену уже не в черных, а в цветных платьях (словно на танцы принарядились, картинка из нашей общей с режиссером юности).

Кто сказал: "Все сгорело дотла,
Больше в Землю не бросите семя"?
Tags: Бутусов, театр
Subscribe

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…