Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Толкование сновидений

*
«БЕГ», Ю.Бутусов, ТЕАТР им.ВАХТАНГОВА, Москва, 2015г. (10)

Совместная продукция вахтанговского театра и фестиваля «Черешневый лес» получилась более фестивальной, чем репертуарной.
Продолжительность большая - заканчивается в 23-00.
Фантасмогория полная - сюжетная линия ослаблена, «кто есть кто» не всегда понятно даже тем, кто хорошо знает пьесу.
И, наконец, громкость звукового сопровождения запредельная - хорошо, что здание театра сталинской послевоенной постройки выдерживает попадание авиационной бомбы, а то от таких длительных акустических резонансов на предельной громкости оно обрушилось бы на головы бегущих (и на головы наблюдающих за бегущими :).
Кассу спектакли такого формата не делают, но вот престиж театра повышают. Для выезда на фестивали, на гастроли по мировым столицам – в самый раз. Спектакль крупный, спектакль сложный - космический. То, что нужно для фестивальной публики. Свободный покрой, насыщенный разнообразными метафорами и гиперссылками. Режиссер оттолкнулся от булгаковского подзагловка и поставил именно «восемь снов» (во всех постановках пьесы, что я видел раньше, были восемь сцен, не снов, а у Бутусова драматических сцен почти нет, обрывки сновидений).
Лунатизм заявлен с самого начала – со страдальческой маски и сломанной пластики больной Серафимы и зацикленного дайджеста конкретных звуков с «Темной стороны Луны» Пинк Флойд ("Time" и "Money", поставлен весь альбом целиком - и то, что не звучит в явном виде, задействовано в смысловом плане - “Brain damage”, “On The Run”, «Any colour you like, so long as it’s black» и еще главный военный лейтмотив "Dogs of War" из другого альбома Пинк Флойд - "A Momentary Lapse of Reason").
Если принять эти лунатические правила поведения на оборотной стороне Луны, то никакой иной нелинейности в спектакле нет, в этом смысле он понятнее, чем «Чайка», «Макбет. Кино» или «Отелло»
По крайней мере у меня с толкованием сновидений особых проблем не возникло.

Бег как генеральная метафора. Бег из Петербурга, из Крыма, из России, из Константинополя, из Парижа, из Содома, из Сезуана, из жизни. Бег без оглядки (бег Лота) и бег с оглядкой (бег Лотовой жены) - бег на месте, бег по кругу, бег врассыпную.
"Run, rabbit, run" ("Dig that hole, forget the sun"). Беги, таракан, беги. Кролик бежит в норку, а таракану некуда бежать ("You race toward an early grave").
Первая часть спектакль (четыре крымских сна) имеют временную и пространственную привязку. Белая армия, черный барон. Черное знамя висит слева, белый барабан справа.
Первые четыре сна – Россия, Крым, гражданская война, бег от красных, бег от псов войны и бег вместе с псами войны. Болезнь Серафимы (горячка) рифмуется с болезнью Хлудова (безумием). Зрительный зал вовлечен в действие - звук прробирает до костей, места первого ряда партера занимают повешенные в балахонах, Голубков со сцены ведет диалог с Хлудовым на балконе - через весь зал.
Все заканчивается метафорой тараканьих бегов. В антракте показалось, что все уже сказано – прибежали (добегались до тараканов).
Но тараканьи бега русской эмиграции это не последняя истина спектакля. Режиссер ведет дальше! Дальше! Дальше!

Во второй части действие происходит не в конкретном Константинополе 1920-го, а «в Городе», «на Земле». На темной стороне Земли, на темной стороне реальности - вавилонское смешение языков, динамик-диск Луны над темной сценой. Падение Российской империи рифмуется с падением библейского Содома и с падением Советской империи – челноки едут с баулами в Турцию, оперные арии со шляпой у ног перед подземным переходом. Военный барабан превращается в рулетку (в азартную игру для Чарноты, в револьверный барабан русской рулетки для Хлудова).
Явным образом срифмованы две семейные сцены за столом – Чарнота и Люська, Голубков и Серафима. Мужья уезжают (на заработки), жены остаются.
Потом, за тем же столом сидят трое – три «богатыря» - Чарнота (Артур Иванов, Добрыня Никитич) , Голубков (Сергей Епишев, Алеша Попович) и Хлудов (Виктор Добронравов, Илья Муромец). Спектакль мужской (женщины составляют фон, самый эффектный – парижский кабареточный квартет).
Три героя. И один не-герой Корзухин (Валерий Ушаков, соловей-разбойник).
Три варианта судьбы, три истины - как у витязя на распутье. Чарнота сворачивает налево - выбирает игру, выбирает жизнь («Я остаюсь!», он остается в игре - тут уместно вспомнить судьбу прототипа Чарноты, генерала Сергея Улагая, который создал во Франции казачью цирковую труппу верховых наездников).
Голубков сворачивает направо и выбирает личную жизнь и семейное счастье.
Они переходят на светлую сторону и только Хлудов продолжает бег по прямой, идет до конца.

Путь Хлудова – последняя истина спектакля. Просто Человек (только Человек). Сам с собой, с совестью (со-весть, весть, вестовой Крапилин - его второе я). Один на темной стороне жизни.

На прения с самим собою ночь убив,
Чиня себе правеж, душе, уму,
порою изведешь такую тьму и времени и слов…
Но это только ты,
и жизнь твоя уложена в черты лица, края которого тверды
в беде, в труде
и, видимо, чужды любой среде.
Не зеркала вина, что скривлен рот:
ты Лотова жена и сам же Лот.
Но это только ты.
А фон твой -- ад.
Смотри без суеты вперед.
Назад без ужаса смотри.
Будь прям и горд,
раздроблен изнутри, на ощупь тверд.

=======

«There is no dark side of the Moon really, as a matter of fact it’s all dark», считает Пинк Флойд и Юрий Бутусов.
Tags: Бутусов, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments