Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

От Йорика до Фортинбраса

.
«ГАМЛЕТ», Д.Доннелан, БОЛЬШОЙ ТЕАТР, Москва, 2015г. (4)

Насколько меня в свое время захватила постановка балета «Ромео и Джульетта» той же командой, настолько не захватил их «Гамлет».


Степень условности в балете намного выше, чем в драме, больше свободы, меньше конкретности, а здесь даже наоборот получилось – либретто балета более плоское, чем пьеса Шекспира. Даже не плоское – линейное, сюжет вытянут в линию – от маленького Гамлета, играющего с Йориком, до умирающего Гамлета, который видит приход Фортинбраса.
Все усилия режиссёра потрачены на то, чтобы рассказать простую последовательную историю. Йорик-клоун с зонтиком – очень эффектная придумка в первой сцене, появление «вежливых людей» в финале – эффектная зрелищная точка.

Подобный финал (с появлением спецназа с автоматами) был в знаменитой постановке Бергмана, но там он был взрывной – с каратистским разбиванием фанерного задника ногами, с хард-роком из двухкассетника, с расстрелом Горацио (единственного свидетеля).
В балете Доннелана Горацио нет и нет того эффекта, финал вегетарианский, никого не расстреливают. Здесь спецназ Фортинбраса именно что "вежливо идёт", и без единого выстрела.
Выстрелов много в первом акте, но как же дешево и неэффектно они звучат. Какая-то пукалка в руках Гамлета (потом в нежных ручках Офелии она выглядит более уместно :).

Вообще-то всяческий «милитаризм» очень хорошо получается у постоянного партнера Доннелана, художника его спектаклей Ормерода (самый яркий пример – «Много шума из ничего» в мундирах XIX века) и здесь впечатляет не только финал, но и все предфинальные сцены в штабе Клавдия. Массовка в мундирах (штабные офицеры - Гильденстерны и Розенкранцы – сплошь красавцы). И Клавдий получился заметный, если не настоящий король, то настоящий полковник (главнокомандующий).
А вот штатский Гамлет не интересен - с чемоданчиком (он периодически наведывается в родную Данию-тюрьму из-за границы), банально-романтический (кудри черные до плеч), постоянно хлопочущий лицом.
Tags: контемпорари, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments