Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Всех утопить

.
«ДЕРЕВНЯ ДУРАКОВ», М.Брусникина, МХТ им.ЧЕХОВА, 2014г. (5)

Всё, чего мне так не хватало в пятницу на «Плодах просвещения», получил в субботу на этом спектакле. Энергично (даже с перехлестом), конкретно, современно - встреча креакла с ватниками. Завязка что надо – молодой человек по имени Митя решил свалить в Париж Митино (не московское, а в деревню Митино), поехал работать в школу учителем географии истории. К счастью ничего он не пропил, но и уроков не вел, крестьянских детей не учил, а только смысл жизни искал (креакл к труду не приспособлен и потому не может догадаться, что смысл жизни учителя в том, чтобы учить). Молодой человек (Данил Стеклов) – персонаж не яркий, не дурак, а созерцатель, вялый, бледный, нехаризматичный, но в спектакле есть и настоящий герой, подлинный дурак, молодой священник (Артем Быстров - тот, что сыграл в фильме «Дурак», уверенно продолжает здесь свою тему).

Постоянный зритель постановок Брусникиной (начиная с «Пролетного гуся» и далее со всеми остановками) получает дополнительные театральные радости – приветы из прошлых спектаклей: яблоки из «Бабушкина праздника», собаку из «Лады», инвалидов из «Белое на черном». «Деревня дураков» это спектакль спектаклей Брусникиной. Все ее спектакли можно представить в виде такой большой деревни, населенной разнообразными дураками. Или в виде толстого журнала современной прозы «Деревня дураков» (подшивка за несколько лет).
Это литературный театр, он сильно зависит от текущего состояния литературы и от текущего состояния театральной труппы.
Все плюсы и все минусы нынешней русской литературы и нынешней труппы МХТ здесь проявились.

Сначала о труппе. Сравнение с труппой РАМТ, так слаженно исполняющую «Ладу», не в пользу МХТ. Оба спектакля на деревенскую тему, сравнение напрашивается.
Здесь полный разнобой.
В ранних мхатовских спектаклях у Брусникиной был свой музыкально-театральный хор, от него сохранилось несколько участников (Трошин, Хованская). Они не могут сдержать и направить в общее русло речевой напор остальных актеров (актеров в спектакле два десятка), даже наоборот нечленораздельный поток их первых захлестывает и сбивает с тона. В результате несколько очень ярких отдельных образов и сцен в исполнении Быстрова, Добровольской, Хрипунова, прекрасные тихие старики (Киндинов и Гуляева) и общее ощущение театральной лихорадки, горячки.

Литературная основа тоже произвела неоднозначное впечатление. По ходу спектакля живая жизнь цвела и пахла, уверенно пробивалась сквозь асфальт литературщины и чернушного деревенского канона. А в конце закатали всё под черный асфальт. Не знали что с этим делать и чем заканчивать и решили по быстрому всех утопить (изнасиловать, самоубить, сжечь, закрыть, запретить). Финал в спектакле вышел совсем уж сумбурным и невразумительным, к тому же громкая фонограмма и шумная беготня по сцене забила текст.

Победил канон, кондовый, как соцреализм времен борьбы с космополитизмом, только вывернутый наизнанку – не светлым, а темным будущим, столь же неизбежным, как победа коммунизма.
Злодейскими злодеями стали теперь не иностранные шпионы (в овечьей шкуре волонтеров), а бдительные граждане и работники органов (Трошин и Ковалева так старались изобразить злодейские злодейства, так махали руками, рычали, брызгали слюной, что становилось страшно не только за положительных героев, но и за зрителей первых рядов).

=======

Наутро после спектакля завтракал - запивал хлеб (ежегодный сбор зерновых в России около 100 миллионов тонн) цельным молоком из деревни Горбенки Калужской области.
И думал, что
сегодня театральное искусство в большом долгу перед работниками сельского хозяйства.
Из театральных спектаклей прошлых лет я знаю, откуда появлялся хлеб и молоко на столе у моих родителей. Додин в «Братьях и сестрах», Любимов в «Деревянных конях», Фоменко в «Абсолютно счастливой деревне» показали мне людей, которые это делали.
Но кто каждый год собирает миллионы тонн зерновых и каждое утро доит коров для моего завтрака? Это делают таджики-комбайеры? немцы-волонтеры? инопланетяне?
Уж точно не герои спектаклей о современной деревне, спившаяся гулящая крестьянка, без которой «не стоит» деревня дураков Брусникиной, к труду не способна.
Tags: театр
Subscribe

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments