Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Элегия.

*
«ВИШНЕВЫЙ САД», Р.Туминас, МАЛЫЙ ТЕАТР, Литва, 1990г. (9)

Элегия – музыкальная пьеса задумчивого, печального, скорбного характера.

Здесь главное – музыка. Спектакль построен на музыкальной пьесе элегического настроения. Пьеса простая, минималистская, замкнута в кольцо, так, что может длиться бесконечно.
Из-за этой музыкальности о спектакле трудно писать, трудно словами рассказывать о музыке.
Чеховская интонация отлично ложится на такую музыку, особенно лейтмотив «Вишневого сада» - прощание с жизнью. Этот лейтмотив подчинил себе спектакль почти полностью, остальные темы пьесы смикшированы.

Актеры время от времени попадают в тон музыке и тогда возникает гармония, неожиданная, даже казалось бы неуместная, в таком неуютном захламленном месте – полутемная комната, чемоданы навалены горой, сверху чердак, сколоченный из неструганых досок, оттуда сыпется сор.
Даже гнусавый Симеонов-Пищик один раз попадает в главную интонацию (Ничего... Будьте счастливы... Бог поможет вам— Ничего... Всему на этом свете бывает конец... А дойдет до вас слух, что мне конец пришел, вспомните вот эту самую... лошадь и скажите: «Был на свете такой, сякой... Симеонов-Пищик... царство ему небесное»...)
А больше всего таких попаданий у Раневской. Она почти все время находится в этом насыщенном, элегическом состоянии, лишь на миг отвлекаясь на воспоминания о парижском любовнике или на заботы о будущем дочерей. Раневская с самого начала всё понимает, никаких иллюзий не питает. Она приехала сюда прощаться, этим и занимается. Раневская в исполнении Эгле Гарбенайте – это лучшая, самая естественная, самая живая и самая чеховская Раневская, что я видел в театре (а я их видел не один десяток). До появления Раневской это был «еще один Вишневый сад, сколько можно», а она вошла - и возник «Вишневый сад, единственный в своем роде».

Совпадений текста пьесы с музыкой спектакля очень много.
Слова Фирса (Жизнь-то прошла, словно и не жил... ).
Слова Лопахина (О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь.).
И последние слова Раневской – кульминация спектакля.
То к чему она готовилась – решающая минута - наступила. Она выталкивает Гаева и остается одна в пустой комнате (чемоданы вынесли). Говорит спокойно, медленно, обращаясь к зрителю, глядя прямо в глаза.
О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!..
(пауза)
Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!..
(пауза)
Прощай!..
(пауза)
В последний раз взглянуть на стены, на окна...
(пауза)
По этой комнате любила ходить покойная ма...ма.

Пытается выйти из комнаты, возвращается, снова направляется к выходу, снова возвращается.
Наконец, с третьей попытки, уходит.

"Режиссура".

Из «режиссуры» - эффектных постановочных приемов, которые так любят театралы, здесь есть только один трюк. С чердака, проломив потолок, вываливается угол шкафа (похоже на появление шара в «Репетиции оркестра»). Театралы ждали продолжения, что же еще произойдет на чердаке, но ничего не дождались. Туминас проявил самоограничение, для этой постановки одного трюка оказалось вполне достаточно.

Глазами Фирса.

В антракте известный московский театрал К. сказал: «спектакль поставлен о распаде СССР, всё это читается, но уже устарело». Я ничего такого в спектакле не прочитал и ничего устаревшего не увидел (если все время думать о политике она будет чесаться, то есть я хотел сказать «читаться», во всех спектаклях).

Однако потом представил спектакль в Вильнюсе 1990 года и понял, что там и тогда чемоданные настроения «Вишневого сада» воспринимались предельно актуально. И тогда отношение Туминаса к происходившим событиям было явно консервативным. Как там говорит Фирс – "свобода, все рады, а чему рады, и сами не знают".

Весной на Золотую Маску привозили ”Вишневый сад” из Омска. В отличии от постановки Туминаса постановка Марчелли была переполнена режиссурой. Можно сказать, что тот «Вишневый сад» был поставлен Епиходовым.
Тогда этот - Фирсом.
Tags: Туминас, театр
Subscribe

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…