Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Краткий курс истории КТ

.
«КАМЕРНЫЙ ТЕАТР. 100 лет», Е.Писарев, ТЕАТР им.Пушкина, Москва, 2014г. (6)

Посмотрел телеверсию. Понравилось – неформально, театрально, зрелищно, познавательно. Очень достойное приношение театра имени Пушкина своим старым стенам, Камерному театру.
Только один недостойный шаг был сделан. Один пропуск в галерее постановок Таирова и театральная трагедия превратилась в обыкновенную драму, а история театра оказалась переписанной, подчищенной по Оруэллу.


Из истории КТ изьяли «Оптимистическую трагедию», важнейшее звено. Спектакль и по внутритетральному счету выдающийся, породивший мощное эхо – постановки от товстоноговской до захаровской так или иначе отталкивались от Таирова и Коонен. И в политической истории театра важный – он вписал Камерный театр в советский проект, дал пропуск в будущее.

Рама с табличкой есть (название «Оптимистическая трагедия» приведено среди других на заднике и пару раз попало в кадр, упоминается спектакль и в письме Таирова Суслову), но вместо картины – дыра и эта дыра зияет.

Это упрек не режиссеру. Евгений Писарев нашел очень верную интонацию, и срежиссировал и провел спектакль мягко и тактично.
Тем более упрек не актерам. Та же Александра Урсуляк – лучшая Алиса этой постановки – прекрасно сыграла бы и Коонен в роли комиссара. А Игорь Бочкин добавил бы к Демьяну Бедному (которого здесь слишком много) Вожака.

Похоже, что это автор пьесы Гремина оказалась большевичкой, наследницей партийных иделогов Керженцева и Суслова. Партия у нее другая (знак поменялся, советский на антисоветский), а принцип партийности унаследован.
Это она стерла «Оптимистическую трагедию» ластиком. Места не хватило? Но ведь хватило места для рассказа о маме Демьяна? Какое она имеет отношение к Таирову и Коонен?

На новом витке повторилась история роковых для Камерного театра «Богатырей». Тогда Таиров оправдывался так – не могу же я, беспартийный, править большевиЦкого поэта Демьяна Бедного? А сейчас Писарев не мог править Гремину.

А с другой стороны, даже если б Гремина и захотела, она все равно не смогла бы включить «Оптимистическую трагедию» в свою композицию. Не уместился бы там этот спектакль. Как сейчас показывать запредельный революционный пафос? Принимать и сочувствовать (от лица современных революционеров и борцов с самодержавием)? Иронизировать и высмеивать (как Демьян Бедный крещение Руси)?

Не готов пока наш театр принять во всей полноте даже свою собственную историю (не говоря уже об истории страны).

Кстати, отрывок из «Богатырей» (именно тот, где про крещение) мог бы взорвать этот вечер. Отрывки из великих спектаклей Таирова на сцене театра имени Пушкина выглядели картинками из старого альбома, а вот «Богатыри» могли стать провокацией, тестом для публики.
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments