Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Оперетта Дунаевского в постановке ( Александрова ? ) Пырьева.

.
«КУБАНСКИЕ КАЗАКИ», И.Пырьев, СССР, 1949г. (6)

Если бы не титры и не участие Ладыниной, фильм можно было бы определенно приписать Григорию Александрову. Александров после фильма «Весна» перестал снимать музыкальные комедии, Пырьев перехватил его фирменного композитора Дунаевского, его помпезный Большой Стиль, его опереточного комика Володина. В сцене покупки пианино Дунаевский, совсем как Моцарт в «Дон Жуане», лихо цитирует сам себя – продавец играет попурри на темы как раз из александровских «Веселых ребят» и «Волги-Волги».

Оперетта.

Фильм интересен тем, что сделан в строгих жанровых рамках. Это образцовая советская оперетта. Причем «оперетта» не только в переносном смысле (веселая и легкая роскошная сказка, воплощение самой красивой мечты), а в самом прямом смысле, как жанровое определение - музыка Дунаевского главная несущая конструкция фильма. Он начинается с оркестровой увертюры, за ней следует вступительный хор, герои последовательно поют арии (песни) и дуэты, под музыку смонтирована и центральная изобразительная сцена – проход кинокамеры по ярмарочному изобилию товаров, в финале – торжественный заключительный хор.

Мессседж.

Фильма направляет два отчетливых месседжа по разным адресам.

Первый месседж – по-вертикали, строго наверх, адресован одному зрителю – Единственному и Абсолютному. Содержание можно выразить одной строчкой из вступительного хора – «потому что очень дружный и НАДЁЖНЫЙ мы народ», поют колхозники убирая урожай и сдавая хлеб государству. Ключевое слово – «надежный», это самая главная положительная черта народа, с точки зрения вождя.
Этот месседж попал в цель, создатели фильма (Пырьев, Дунаевский, Ладынина, Лукьянов, Лучко, Володин) получили сталинские премии.

Второй месседж – по-горизонтали, во все стороны, направлен остальным миллионам зрителей. Он выражает победное настроение и надежду на материальное изобилие и личное счастье. Главная героиня – вдова, эта сюжетная завязка упоминается мельком в самом начале и дальше никак не отыгрывается, что случилось с мужем не разьясняется, и это правильно. Во-первых оперетта - жанр очень условный и подробности только повредят, а во-вторых благодаря умолчанию, каждый зритель сможет подставить свою версию.
И второй месседж тоже попал в цель, художественным доказательством может служить знаменитый спектакль Льва Додина «Братья и сестры», где очень выразительно показано, как реальные северные колхозники смотрели сказку про условных кубанских колхозников. Председатель колхоза (женщина, как и в фильме Пырьева), выходя из клуба поет «Каким ты был, таким остался».

Закатный фильм.

В истории советского кино фильм занимает особое, крайнее место. Это "последний фильм". Последний в ряду советских лирических музыкальных комедий (“сталинских комедий”) – уникального кинонаправления, воплотившего витальность, молодое чувство полноты жизни, и то, что Кургинян назвал «восходящим социальным потоком». Так уж получилось, что «Кубанские казаки» закрыли направление, открытое в 1934 году Александровым в фильме «Веселые ребята». За 15 лет произошло весьма негладкое развитие. Начало было хаотичным и легкомысленным, что резко критиковалось и слева и справа (но поддерживалось вождем и народом). К 40-му году все отвердело, забронзовело, отяжелело (характерный момент – запрет весной 1941 года фильма «Сердца четырех», как слишком беззаботного и легковесного).
В середине 40-х годов на победной волне происходит краткий ренессанс жанра, яркая вспышка (судьба фильма «Сердца четырех» опять показательна, в 45-м году его снимают с полки и он выходит на экран), но вторая волна быстро проходит тот же путь, что и первая – от хаотичной легковесной молодости к монументальной зрелости. К тому же ведущие мастера киноопереточного жанра Пырьев и Александров стали киногенералами и соответственно повысились в статусе их герои. Это уже не пастухи, письмоносицы и свинарки. В последней музыкальной комедии Александрова «Весна» влюбляются друг в друга маститый режиссер и ученая дама-профессор, а в «Кубанских казаках» – председатель колхоза влюблен в председателя соседнего колхоза. Сюжетная схема фильма – классическая, как в шекспировской пьесе «Много шума из ничего», параллельно развиваются отношения двух пар: молодой, целиком и полностью лирической (эдакая пара голубков) и возрастной, драматической (соперников, тайно влюбленных друг в друга). И так же, как у Шекспира помогает соперникам преодолеть напускную вражду – некое высокопоставленное лицо (у Шекспира герцог, у Пырьева – секретарь райкома).

Символичен последний кадр «Кубанских казаков» - все герои сходятся вместе, собираются в хор, со всех сторон съезжается техника – комбайны, грузовые и легковые автомобили. Но камера ведет себя странно, она не приближается к героям, не фокусируется на счастливых лицах, а отьезжает, так что герои сливаются с хором, удаляются от зрителя, хор становится небольшой группой в центре огромной степи и исчезает. Кадр-прощание.
Tags: кино
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments