Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Дом стоит, корабль плывет…

*
Вот так совпало, посмотрел в один день фильм и спектакль с похожими чернушными сюжетами и сходной универсальной аллегорией. Фильм про "Россию-дом" (тут сразу вспомнил «Что за дом стоит» Высоцкого), спектакль про "Россию-корабль" (тут сразу вспомнил «И корабль плывет» Феллини).
К сожалению, из-за катастрофической разницы художественного уровня сравнивать фильм и спектакль, сопоставлять аллегории не имеет смысла. Дом-фильм стоит. Корабль-спектакль потонул.

«ДУРАК», Ю.Быков, РФ, 2014г. (8)

«ЛУИЗИАНА», Г.Черепанов, МХТ, 2015г. (1)


Сначала про спектакль, чтобы поскорее с ним расправиться и забыть.
Текст под «док» и режиссура под «стёб».

Текст написала рожденная в Киеве, выросшая в США и там окончившая университет журналистка – вот примерно такую степень адекватности восприятия наших российских реалий и можно обнаружить в голове пересаженной туда, промытой оранжевым шампунем, а потом возвращенной обратно. Именно такую голову населяют чиновные чиновницы и таджикские таджики.

Постановщик находится под таким сильным впечатлением от работ самого успешного московского режиссера, что даже неловко становится. Сам успешный режиссер находился в зале и, надеюсь, радовался такому вот наглядному доказательству собственного успеха.
В пару к спектаклю «Идеальный муж. Комедия» на основной сцене МХТ обзавелся спектаклем «Идеальная жена. Триллер» на малой сцене. В роли «идеальной жены» Евгения Добровольская, ничего себе подарочек к юбилею…
Там еще Руслан Братов (из ГИТИСовских-ТЮЗовских «Вороны» и «Лейтенанта») играет. Играет таджикского таджика … Он в МХТ еще немецкого немца играет в «19.14» , перешел в стажерскую группу первого театра страны, вот свезло, так свезло.

А вот фильм Быкова настоящий, крепкий, мужской.

Начинается сценой образцово-показательной чернухи, такой идеально черной, без дураков. Степень концентрации черноты такова, что реализм выпадает в осадок и превращается в метафору. В конце сцены прорывает трубу с горячей водой. Прорывает от взгляда пьяницы, которого играет Дмитрий Куличков. Такая концентрация злобы, злобы абсолютной, такой застарелой, вечной. Это от нее в доме трещина, не только от материальных причин ошибок в строительстве и разворовывания денег на кап.ремонт.
Как же этот дом стоял столько лет (и стоит до сих пор) ?
В этот момент я вспомнил поговорку «Не стоит село без праведника». Пролог «чернушный-без-дураков» закончился, появился дурак и началась собственно история.

Трещину нам показали во всех подробностях. Трещину реальную, идущую через весь дом от крыши до фундамента, и трещину метафорическую, проходящую через все общество – черная вертикаль. Верхняя точка – хозяин города (Юрий Цурило), нижняя точка – жена дурака (Дарья Мороз). Все персонажи, как звенья цепи, крупные, увесистые и одно с другим состыковано. Но эти двое – верхнее и нижнее звено - самые интересные, они молчаливые, смотрят (их положение в системе крайнее, что дает возможность смотреть со стороны), подмечают.

Трещина разрезает дом и мы видим дом в разрезе («Траву кушаем, век на щавеле / Скисли душами, опрыщавели. / Да еще вином много тешились / Разоряли дом, дрались, вешались»).
Трещина разрезает город и мы видим город в разрезе, коллективный портрет, картина маслом. В какой-то момент вспоминаешь пьесу «Ревизор», все персонажи пьесы представлены. Пусть и с некоторой поправкой, с временнЫм сдвигом, но там есть и Антон Антонович (Цурило) и Артемий Филиппович (Арцыбашев) и Лука Лукич (Невзоров) и Анна Андреевна (Суркова) и Марья Антоновна (Мороз), вот только Хлестакова нет. Вместо него дурак. Хлестаков – персонаж амбивалентный, его можно представлять комедийным, инфернальным, сказочным, но никак не праведником, а герой, которого в фильме играет Артем Быстров – праведник. Он совершает путешествие по всей вертикали, сталкиваясь с ним каждый проявляет нутро (и не всегда злое, разное).

В финале праведник (Быстров) сталкивается с злобой (Куличковым) лицом к лицу. Два сильных героя, два полюса. Черная вертикаль это были еще цветочки, это была злоба корыстная, утроба, а вот теперь ягодки, злоба абсолютная бескорыстная. Русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Против такого лома у дурака нет приема.
И вот тут режиссер совершает кульбит и заканчивает фильм титром с посвящением Алексею Балабанову.

Режиссер «Дурака» - режиссер не дурак.

Фильм посвящен режиссеру, то есть в каком-то смысле «себе любимому». То есть, это кино о кино. То есть это он (Балабанов, Быков) дурак.
Такой финальный месседж вызвал у меня протест.

Нет. Дурак такой фильм не снимет. Он какой-то другой фильм снимет, о том же самом, но по другому, как точно, я не знаю, но не так, не так.
Да и какой же он дурак, если получил финансирование министерства культуры и от общества получил не тумаки, а целый ворох наград. Пока такая чернуха пользуется спросом, режиссеры которые ее делают не дураки.

Этот не фильм дурака, это фильм Кассандры. Этот фильм не является несущей опорой дома, он часть трещины. Такие фильмы и такие режиссеры занимают свою нишу, свое место в черной вертикали, обьединяющий в одно сообщество всех врагов дурака – и хозяина города, и жену дурака, и режиссера «дурака».

Зададимся вопросом, кто из героев фильма его посмотрит, кому кричит Кассандра? По-моему, если кто из них и пойдет на этот фильм, то только жена дурака. И сделает из этого фильма свои выводы, которые она впрочем уже давно сделала, она давно питается этой чернотой и безысходностью, фильм ей понравится, но он не раскроет ей глаза.

Не кинорежиссер положительный герой этого фильма. Если есть в полной черноте и безысходности белая точка, то совсем другая. Вот как в «Ревизоре» Гоголя положительным героем является смех, так и здесь герой не персонифицирован, размыт. Положительный герой это то, что приводит зрителя в восторг и останется, когда пройдет волнение и сопереживание – наша богатая смачная человеческая натура, наши актеры, умеющие ее вывернуть мехом наружу. Вся актерская артель, все вместе. Такой концентрации сильных актерских работ на квадратный сантиметр еще поискать. Кроме упоминавшихся еще Александр Коршунов и Анна Самошина (родители дурака) и в ролях городских «силовиков» Кирилл Полухин и Максим Пинскер. Еще оборотень в погонах там жуткий, просто инфернальный (Николай Бутенин – такую фактуру в Москве не найдешь, как и таких общежитий, и то и другое нашли в Туле). Впрочем пьяница-Куличков все равно страшнее.
Tags: кино, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…