Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Учебный театр и учебный пост-театр.

.
«НОЧЬ ОШИБОК», П.Любимцев, ТИ им.ЩУКИНА, Москва, 2014г. (5)

«ФОЛКНЕР. ТИШИНА», В.Рыжаков, Школа-студия МХАТ, 2014г. (1)


Спектакль щукинцев посмотрел в пятницу и по контрасту вспомнил спектакль мхатовцев (видел в ноябре, но сразу не откликнулся).
В двух учебных спектаклях нет ничего общего до такой степени, что их даже одним словом «спектакль» называть не следует. Если «Ночь ошибок» это спектакль, то «Фолкнер.Тишина» это нечто – не-спектакль, пост-спектакль, как угодно называйте, но давайте не путать.

Постановка Любимцева в Щуке самая обыкновенная, рядовая. Учебная константа, обязательная программа.
Классическая костюмная пьеса (постановок в театре не видел, но помню телеспектакль Михаила Козакова с прекрасным актерским составом из Современника и Малой Бронной), остроумный фарс 18-го века - любовная линии, комедийная линия, сатирическая линия, характерные персонажи, лирические персонажи, дети, родители, слуги, столичные жители и провинциалы. Есть что играть.
Это учебный спектакль – здесь почти нет режиссуры, но при этом есть структура, пьеса поставлена, сюжет изложен, персонажи представлены, роли сыграны, костюмы пошиты и все обрамлено танцами под соответствующую галантной эпохе музыку.
Кто-то сыграл похуже, кто-то получше, кто-то совсем замечательно. И кроме обыкновенных, самых простых зрительских удовольствий - следить за интригой хорошо сделанной пьесы, видеть на сцене свежие молодые лица, получаешь и дополнительную пищу для размышлений – о природе актерского ремесла, которое рождается прямо на твоих глазах. На сцене уже готовые, созревшие выпускники и совсем незрелые учащиеся.

В данном случае спектаклю не повезло с главной парой. Это самые выигрышные роли в пьесе. Обе роли предлагают актерам самое интересное – полярные состояния, перевоплощения, по сути в каждой роли надо сыграть по две роли. Чарли - стеснительный молодой человек (с девушками своего круга) и развязный ловелас (с девушками легкого поведения и служанками), эдакий «Витя Малеев в школе и дома». Кэт, его невеста, узнав об этом, переодевается в служанку и провоцирует жениха на проявления чувств. Тут тоже надо сыграть два разных образа - знатная барышня и служанка должны вести себя по разному, по разному говорить, выглядеть, носить платья. Тут надо суметь показать социальную сторону общества, социальные различия. Он робок со своими и нагл с теми, кто ниже. Она и госпожа и служанка. Исполнительница главной женской роли оказалась еще не готова к выходу на сцену, она что называется плывет, то и дело теряет серьез, в старинном платье ей неловко. Ее партнер держится на сцене вполне уверенно, но ни одного из полярных состояний не сыграл, остался посередине.
Зато хорошо получилась вторая пара влюбленных, тут задачи попроще и оба исполнителя справились. Удались и роли родителей: «папаша» - роль более обьемная и актер развернул психологию, «мамаша» - роль характерная сатирическая и актриса показала чувство юмора и импровизационный дар в игре на публику.
Хорош и долговязый тормознутый слуга (традиционная комическая маска), но самое большое зрительское удовольствие получил от роли беспутного Тони (и в телеспектакле эта роль была самой запоминающейся, ее играл Константин Райкин). Тут продемонстрирована такая природная витальность и органика, одним словом крОсавчег.

А постановка Рыжакова породила совсем другие, печальные размышления. Стал вспоминать, какой последний хороший спектакль я видел в учебном театре школы-студии МХАТ и понял, что театра здесь уже несколько лет как нет. Театр упразднен за ненадобностью. Подряд несколько неудач и все на одно лицо – нечто экспериментальное, хаотичное, сумбурное. Собрание невразумительных отрывков и этюдов. Даже Марина Брусникина, режиссер со своим лицом и сложившимся стилем, которая во взрослом театре так прекрасно поставила «Ладу или радость» и в прежние годы регулярно пополняла репертуар учебного театра изобретательными постановками, потеряла лицо в «Книге перемен».

Были очень любопытные эксперименты с классическими текстами («Гогольревизор», «Мыкарамазовы»). Продолжает выпускать мини-балеты Сигалова (последний по времени – «MP3. Равель» мне очень понравился).
Но это всё не драматические спектакли. А вот «Наш городок» не получился. Может быть я что-то пропустил, не все видел. Вот «Конармию» еще не видел, там что-то есть кроме песен-танцев-этюдов?

«Фолкнер.Тишина» - очередной эксперимент и на этот раз эксперимент провальный.
Зрители не читавшие роман вообще ничего не поняли. Беготня по сцене, много шума ("тишина" в названии это у них юмор такой), поначалу совсем никакого текста – бессловесные сценки, потом появляется текст нарезанный на фразы, которые много раз повторяются и нисколько не проясняют происходящее. Кто все эти люди? кто кому кем приходится? Что они тут делают?
Мхатовцы ведут себя уверенно, они смелее, чем щукинцы, но актеры ли они?
Ни одной роли не сыграно и видимо не предполагалось, студентов этому не учат, а зачем, если театр мертв (а я еще нет). Учебная иерархия перевернулась.
Раньше была классическая база и эксперименты факультативно (кому экспериментировать в свободное время, как не молодым, где пробовать новые формы, как не в учебном театре, где не нужно заботится о кассе, где благодарные зрители – родственники и знакомые студентов - придут всегда).
Теперь эксперименты заняли все пространство. Видимо, после смены руководства и ухода ведущих мастеров (Козака, Райкина), классический фундамент драматического театра упразднили за ненадобностью (не знаю, как в учебном процессе, но на сцене учебного театра никаких признаков драмы нет). Постдраматические эксперименты стали обязаловкой (вроде убогих вербатим-вставок в Фолкнера). Ни на что драматическое (ни на какие умения создать образ, провести сюжетную линию, одеть костюм или хотя бы маску) эксперименты не опираются, ни от чего не отталкиваются и просто рассыпаются.

А вдруг слухи о смерти театра окажутся преувеличены? А что, если публика не пойдет в пост-театр смотреть пост-спектакли?
Что будут делать выпускники школы-студии МХАТ? Танцевать ? Пойдут в социологическое агентство прохожих опрашивать?
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…