Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Гамлет, Варя и другие

*
Спектакль «Фирс» так удачно переехал из МДТ в МХТ, а спектакль «Лопахин» можно сыграть в любом месте, в любой декорации. Он весь построен на актерах. Додин сократил пьесу (выбросил Симеонова-Пищика и Прохожего, сильно урезал начало второго действия, перенес его обратно в дом), но Лопахина и всю линию Лопахин-Варя, он максимально расширил. Добавил много действия. А главная добавка из «Гамлета».

Лопахин-Козловский - действующий персонаж, активное начало.
Козловского здесь много (вот также было много Курышева в «Пьесе без названия»). Он играет сильно, заполняет собой пространство, он легко овладевает залом (и не только залом, в конце его Лопахин и еще кое-кем овладевает).
Он играет сложно, разворачивает своего героя постепенно. Притягивает, восхищает и пугает. Поначалу он кажется светлым, но оборачивается темной стороной. Энергия взлета по социальной лестнице – темная, но это все объяснимо и понятно, и все это написано в Чеховым открытым текстом, но есть в нем и нечто необьяснимое, не сводимое к социальному.
Почему у такого успешного человека всё так неуспешно в личной жизни. Тут что-то таится, в глубине характера. Это не просто принц, наследник вишневого сада. Это "принц датский". Тут нечто трагическое – вот потому и понадобился Гамлет. Загадка крупного характера не разгадана, а сыграна, предьявлена зрителю неразгаданной.

Вставка из «Гамлета» сделана очень органично и по чеховски. За образец взята «Чайка», диалог Гертруды-Аркадиной и Гамлета-Треплева.
Здесь тоже Гамлет (Лопахин), но с Офелией (Варей). Эта вставка и приоткрывает в Лопахине самое главное, его главную тайну. В его внутреннем мире какая-то трещина, рана, разрыв. Внутри Лопахина – такого успешного, живет Гамлет, там таится какая-то трагедия.
Он легко преодолевает трещину действуя, работая вовне, отсюда его деловые успехи, но вот на личном фронте эта трещина постоянно дает о себе знать.
В этом спектакле особенно сильно хочется, чтобы у них все сложилось. Этого так хочет Раневская – женщина проницательная, этого хотят зрители. Такая замечательная пара, они так подходят друг к другу. (Точно так в «Женитьбе» Эфроса хотелось, чтобы у Агафьи Тихоновны и Подколесина все сложилось, и ведь почти удалось).
Но коротенькая вставка из «Гамлета» все эти надежды обрушивает
- Офелия иди в монастырь, к чему плодить грешников.
И еще
- Офелия (Варя), помяни меня в своих молитвах.

Вокруг центральной пары персонажи второго ряда. Деловому Лопахину противостоят говоруны.
Впервые на моей памяти постановок «Вишневого сада» образовалась такая пара Гаев - Трофимов, два «публициста», два болтуна из разных эпох. Гаев говорит о себе «человек 80-х годов», если на нашу нынешнюю публицистику переносить – человек 60-х годов. Постаревший Шурик (Черневич похож на постаревшего Андрея Миронова), белесый, легкий, высокопарный. Тогда Трофимов – человек 70-х годов, циничный, желчный, черный.

Еще одна пара антиподов Епиходов-Яша. Епиходов здесь совсем не комичный придурок и кий он сломал не от неловкости, а об Яшу.
Яша приехал из Парижа приличным молодым человеком, а на родной почве пошел вразнос, ему надо обратно в Париж.
Епиходов (Курышев) заковыристый человек, что-то читает, думает про себя, он немного косноязычен, не умеет гладко выразить, над ним смеются, но ему есть что сказать.
Как и Шестакова, Курышев играл в первой версии «Вишневого сада» МДТ (Петю Трофимова) и как раз в нем прежняя роль отзывается. В Пете Трофимове в его исполнении тоже было напряжение, сжатая пружина внутри.

А что же Раневская?

Уже сложилась инерция восприятия «Вишневого сада» в котором Раневская главная героиня и многие постановки запоминаются по исполнительнице главной роли, «Вишневый сад» с Аллой Демидовой, с Татьяной Васильевой, с Ренатой Литвиновой.
Сам Чехов считал центральной роль Лопахина (тут Додин следует автору). Раневскую режиссер отодвинул в сторону от центра, но не задвинул. Ксения Раппопорт играет прекрасно, пусть и на периферии спектакля, но она возвышается. Отдельно стоящей вершиной. Раневская хороша, Раневская прекрасна, как прекрасна любящая, молодая, полная сил женщина, Раневская несчастна, потому что ее любовь несчастна, и ее возлюбленный далеко. Она здесь одна, душой она там, в Париже, с любимым человеком (он там один). Ну может быть поначалу ей и кажется, что с Парижем покончено. Она сразу оживляется, почувствовав интерес Лопахина (как он изменился, каков молодец). Раппопорт и Козловский сыграли проскочившую искру, но это был только эпизод. Такой же эпизод, искра возникла и у Ани с Лопахиным в четвертом действии – текста Чехов не написал, все без слов, только искра.

А Раневская чем дальше, тем больше - не здесь. Она так жадно читает телеграммы из Парижа, с самой первой. Раппопорт играет любовь, великое чувство, при таком исполнении особенно мелкими звучат наскоки Пети Трофимова («он негодяй, он обобрал вас»). Да что он понимает!

В спектакле две любви, две сильных прекрасных женщины любят, любви полны их глаза, любви жаждет все их естество.
Варя хоть и приемная дочь, но видимо повторит унаследует судьбу Раневской.
Tags: Додин, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment