Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Спектакль трёх занавесов

*
Фирс (из "Вишневого сада" Додина) – корифей хора. Он заселяет пустое пространство театра-дома тенями минувшего. Ансамбль (театральный хор) МДТ в пространстве МХТ.
И пространство начинает резонировать. Зрители присутствуют при мистическом акте – текст возвращается в те стены, где был произнесен в первый раз.

Взаимодействие текста и пространства, чеховского текста и шехтелевского пространства МХТ порождает странные звуковые и смысловые галлюцинации, говорят «шкаф», а слышится «МХАТ», говорят "сад", а слышится опять "МХАТ".

- Дорогой, многоуважаемый МХАТ!, говорит Гаев обращаясь к этим стенам, к зрительному залу, к занавесу с чайкой.
- Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания.

- Посмотрите, покойная Книппер идет по сцене... в белом платье!, говорит Раневская.
- Где?
- Никого нет, мне показалось. Направо, на повороте к кулисе, белое деревцо склонилось, похоже на женщину...


- Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш Художественный театр.
- И в "Энциклопедическом словаре" упоминается про МХАТ.


Также и исторический занавес с чайкой сыграл в спектакле, пусть не так заметно и активно, как у Давида Боровского (http://lev-semerkin.livejournal.com/16349.html). Тот проект с Раневской - Ренатой Литвиновой казался странным, почти невозможным, обреченным. Однако случилось чудо, вопреки всему. Спектакль получился и пользуется успехом, вот уже 100-е представление отыграли. Духи МХТ, живущие на этой сцене, приняли спектакль.
И вот гости из Петербурга их снова оживили, снова задействовали.

Здесь занавес статичен, он не действует, он присутствует. Занавес не открыт до конца, с обеих сторон сцены видны половинки занавеса и на каждой чайка.

«Вишневый сад» Додина, сыгранный на московских гастролях, это спектакль трех занавесов.
Первый - исторический занавес МХТ.
Второй занавес – киноэкран, теневой экран (он играет очень важную роль в сценографии спектакля - показывает и скрывает, прячет, увеличивает фигуры и размножает танцующих на балу).
И третий занавес - стена из досок (не только двери заперли, но и портал сцены заколотили, мы слышали эти звуки, но думали, что деревья рубят, а это Фирса заколачивают и нас вместе с ним).
На эту стену (к этой стене) в финале выходят (в белом исподнем) чистые души умерших.

Персонажей пьесы, людей живших в самом начале нашего времени, в начале 20-го века, время не пожалело, поставило к стенке и уничтожило. Остались тени. Эти люди уже оставили следы на кинопленке (кино уже было изобретено), мы можем увидеть их на экране и тоже в виде теней.
Эти тени оживают и в театре. В финале выходят на поклон вместе с актерами.
Tags: Додин, театр
Subscribe

  • Рас-кая-ние Кая

    . «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ», К.Богомолов, ПРИЮТ КОМЕДИАНТА, СПб, 2019г. (10) Посмотрел во второй раз (первым была трансляция Золотой Маски).…

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments