Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Позавчера и послезавтра

*
Продолжу про «Вишневый сад» Додина.
Он содержит два спектакля в одном. Спектакль "Лопахин" вложен в спектакль "Фирс".
Главные герои этих спектаклей антиподы.
Фирс принадлежит прошлому, принадлежит вечности, он живет позавчера.
Лопахин живет будущим, он живет послезавтра.
Они до такой степени антиподы, что находясь в одном и том же месте ни разу не встречаются друг с другом, не замечают друг друга. Для Фирса нет Лопахина, для Лопахина нет Фирса, они в одном месте, но в разных временах.

Вечный Фирс, вечно умирающий Фирс - в классической, чуть не екатерининских времен ливрее, с окладистой бородой. Он похож на волшебника. Связь времен постоянно рвется, Фирс ее все время восстанавливает. За ним тень Фирса–Артема, первого исполнителя. И тень Фирса-Лебедева – игравшего в первом «Вишневом саде» Додина.

Лопахин похож на принца. Молод, статен, красив, активен. Хозяин. Только попал в дом Раневской и тут же стал хозяйничать, всеми руководить, слугами командовать, киносеанс организовывать – хвастаться модной технической новинкой, куда там Шарлотте с ее «фокусами». Шарлотту в этой постановке совсем затерли, бывшая Раневская совсем не угадывается (Шестакова играла Раневскую в «Вишневом саде» Додина 1994 года).

Кино и в лирическом варианте 1-го действия (цветение вишни) и в комическом варианте 3-го действия (прогулка по саду с детьми) вставлено в спектакль очень точно, точно попадает в стиль модерна.
Прямая, буквальная актуализация этой постановке не нужна. Зачем одевать Раневскую в джинсы, наоборот, исторические костюмы, старинная мебель, точная приписка к времени действия пьесы, не к 1904 году, конечно, а к началу 20-го века – расширяет смысловой план, делает спектаклем не о нашем времени только, а о времени вообще, не только о современности, но и об истории.

Однако два явных анахронизма здесь есть. По одному в каждом из спектаклей.
В большом спектакле – сирена, лейтмотив 20-го века («сигнал воздушной тревога», интересно, кто его с пением сирены сравнил).
В малом спектакле – песня «My Way”. Ее исполняет главный герой - Лопахин, это его песня, его кредо, его путь. Лопахин владеет английским, такой вот символ послезавтра (передовой франкофил Яша стремится в Париж, он живет завтра, а Лопахин послезавтра). Символ англоязычной современности и американского пути, образа мыслей и действий бизнесмена, героя нашего времени.

Время в большом и в малом спектакле течет по совершенно разным законам. В большом спектакле время «стоит» и при этом охватывает отрезок в сто с лишним лет. Отрезок истории страны.
В малом спектакле проходит несколько месяцев – с весны до осени. Отрезок частной истории, истории любви Ермолая и Вари.

продолжение - http://lev-semerkin.livejournal.com/618822.html
Tags: Додин, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments