Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Позавчера

*
«ВИШНЕВЫЙ САД», Л.Додин, МДТ, Санкт-Петербург, 2014г. (10)

В начале (спектакля) было слово.
И это слово «позавчера» - наречие времени, слово-метка задающую основную категорию – спектакль о времени. Об истории. О прошлом, которое присутствует в настоящем. И о том, как именно прошлое присутствует в настоящем, каким образом, где – например, в театре. Спектакль о театре, о времени в театре, об истории театра. И поставлен он не «на сцене театра», а «в театре», в здании театра, в помещении театра, лучше сказать немного высокопарно – «в пространстве театра».
Театра не любого, а вполне конкретного, своего. В пространстве своего театра-дома, Малого драматического театра. И в этом смысле этот спектакль невыездной.

Но вместе с тем, у меня вчера было полное ощущение, что спектакль был сыгран дома. Что он был поставлен Додиным именно для этого пространства, специально для гастролей в Москве, в здании МХТ.
Не знаю, как он идет в театральном пространстве «на Рубинштейна, 18», наверное там в нем оживают свои смыслы, свои ссылки и свои петербургские тени, но в пространстве «на Камергерском, 3» смыслы в нем обнаруживаются совсем особенные, таких в нем просто не могло быть до этих декабрьских гастролей в Москве.

Спектакль сыграли в помещении МХТ. В историческом месте, в том самом здании, где 110 лет назад в январе 1904 года, играли премьеру «Вишневого сада». Это обстоятельство чрезвычайно важно для спектакля об истории (об истории вообще, о нашей истории последних ста лет и об истории театра).

Спектакль играют в зале, сцена почти не задействована и представляет собой темное пустое пространство. Эта пустота играет (как играло пространство пустого зрительного зала в «Вишневом саде» Бородина и как играло пространство сцены - этой самой сцены - в "Вишневом саде" Шапиро). Сначала это просто пустота, пустая сцена пустого театра, потом пространство за экраном, зазеркалье. А потом, в финале играет уже отсутствие этого пространства – сцена наглухо заколочена досками и этот новый занавес, новый экран, стенка или «окно на тот свет».

Актеры играют на авансцене и в зрительном зале. На границе сцены и зрительного зала поставлена декорация – мебель (шкаф, стол, кровати), а сам зрительный зал пуст, кресла укрыты белыми чехлами.
Нет, зрители в зале есть. Зрители входят в зал, рассаживаются по своим местам на кресла в чехлах. Зрительный зал "как бы" пуст, зрителей "как бы" нет. Зрители это тени грядущего.
Спектакль поставлен не на сцене театра, а в театре, в театре прошлого, в театре великом, старинном, в театре брошенном, оставленном, пустом, может быть уже подготовленном к утилизации (как вишневый сад к вырубке), и к сдаче в аренду под дачи или пункты обмена валюты. В пустом пространстве театра обитают только тени – тени грядущего (мы, зрители) и тени прошлого (персонажи чеховской пьесы).
В пустом пространстве старинного театра обитают также звуки.
Звуки прошлого, голоса персонажей произносящих чеховский текст (текст взаимодействует с пространством).
И звук будущего. Тот самый звук лопнувшей струны в спектакле озвучен звуком из будущего, звуком сирены воздушной тревоги. Это звук наступившего 20-го века, персонажи пьесы еще не могут его опознать (вспоминают привычное - "как будто где-то в шахте сорвалась бадья"), но в нелинейном театральном времени этого спектакля они его уже слышат. Это звук наступившей (наступающей на них) современности, звук нашего времени (и в этом смысле 20-й век продолжается, сирена воздушной тревоги продолжает озвучивать наше время - в Белграде, Багдаде, Дамаске, Луганске).
В пустом пространстве театра-дома обитает также призрак. Призрак театра (вот как в парижской опере обитал призрак оперы) или домовой. Домовой – Фирс. Он начинает спектакль (произносит ключевое слово «позачера»).
В этой постановке все начинается с конца, с финала пьесы и события далее происходящие можно понять как воспоминания, видения, галлюцинации умирающего, оставленного в пустом доме Фирса.

На самом деле Додин поставил сразу два спектакля в одном – большой и малый (малый вложен в большой). Один спектакль о большой истории (страны и театра), второй о частной истории (история человека, история любви). У каждого спектакля свои главные герои и свои главные темы.
Им даже можно дать свои имена (по имени главных героев).

Главный герой большого спектакля Фирс и назвать спектакль можно "Фирс". Но можно оставить и общее название - «Вишневый сад» (вишневый сад как символ жизни, красоты, унесенной временем и запечатленный только в искусстве). Это спектакль символический, не о людях, не о Фирсе, об отвлеченных идеях.

А малый спектакль – человеческий (то есть, он о конкретном человеке, центральном герое). В спектакле «Гамлет» центральным героем является Гамлет, также и здесь - центральным героем является Лопахин и спектакль можно назвать «Лопахин».

=======

продолжение - http://lev-semerkin.livejournal.com/618739.html
http://lev-semerkin.livejournal.com/618822.html
http://lev-semerkin.livejournal.com/619177.html
Tags: Додин, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…