Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Опера "Макбет" в Барселоне.

«МАКБЕТ», Ф.Ллойд, ТЕАТР «ЛИСЕО», Испания, 2004г. (6)

Самое интересное – картинка, очень живописная. Доминирующий цвет – черный. На черном фоне эффектно смотрится темно-красное и золотое.

Красный цвет – кровь, головные уборы ведьм (типа тюрбанов), окровавленный младенец на пуповине (второй дух, предсказывающий, что рожденный женщиной Макбета не убьет).

Золотой цвет – короны, царские одежды, золотые всадники – призраки. И главный элемент оформления – большая золотая клетка (сначала появляется ее маленькая копия – в ней торжественно вносят на сцену золотую куклу короля Дункана ).

Финал первого действия – король и королева в золотых одеждах стоят в золотой клетке, с колосников идет снег, придворные укрываются от непогоды черными накидками. Вспоминается золото и кислотный дождь в "Гамлете" Некрошюса.

Финал второго действия – стволы бирнамского леса, как копья, протыкают золотую клетку со всех сторон. Труп Макбета повисает на копьях.

Кто был художником на этой постановке – не знаю, а режиссер – женщина (Филида Ллойд) и наибольшее внимание она уделила «куклам и тряпкам» - живописно костюмной стороне. Со стороны концептуальной – никаких новаций.

И у актеров тоже самое интересное – внешний вид (восточный).

У мужчин черные волосы гладко зачесаны назад и собраны в длинную косичку, как у самураев. Напоминает японскую постановку пьесы Шекспира, например фильм Куросавы «Трон в крови».

Ведьмы – похожи на цыганок со сросшимися черными бровями.
Мария Агасовна Гулегина (леди Макбет), тоже вполне восточная женщина (и тяжеловесность и повадка оперной примадонны - очень к месту в этой роли).


«Гром победы раздавайся, веселися славный скотт»

Финал выглядит довольно двусмысленно, впрочем так было и в других постановках этой оперы, что я видел в последнее время ("Макбет" в Геликоне и "Макбет" в Большом театре заканчиваются «дурной бесконечностью», как пьеса Ионеско). В музыке - победное ликование, но на сцене что-то никакого ликования не происходит. Мрачный колорит сохраняется ( в явном противоречии с музыкой ).

Может быть первоисточник - трагедия Шекспира - довлеет, но опера Верди это все-таки другое произведение - в финальном хоре пострадавший от злодея народ радуется победе и славит нового короля.

Может быть у режиссеров действует внутренний запрет на драмы со счастливым концом (трагедии и всякую чернуху, комедии и всякий стеб – только это допустимо в современном театре).

А может сам Верди спутал карты – зачем у него два победителя, Макдуф и Малькольм? Два победителя - это все равно что ни одного.
Кстати неопределенность с победителем заложена Шекспиром (в геликоновской программке приведена великолепная статья Брехта об этой пьесе, где указано на множество драматургических нестыковок и неувязок - например, ведьмы предсказали, что править будет род Банко, но сын Банко "теряется" в середине пьесы и в финале славят совершенно посторонних героев).
Tags: опера, театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments