Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Теорема

*
«ТАРТЮФ», М.Тальхаймер, ШАУБЮНЕ, Германия, 2013 г. (10)

Режиссер использовал пьесу «Тартюф» для доказательство своей теоремы. При этом важно понимать, что собственно к теореме пьеса Мольера не имеет прямого отношения, она именно что «использована», только как средство, внешним образом. Ну, скажем, как консервный нож используют, чтобы открыть банку. К содержимому банки нож никакого отношения не имеет. То есть режиссер отнюдь не ставил своей целью раскрыть содержание пьесы, высмеять порок, донести до зрителя смысл, заложенный автором, или открыть в тексте новый смысл. Он и театр использовал только как средство. Поэтому тем, кому сюжет пьесы был известен, не стоило затруднять себя чтением титров, который к тому же были мелковаты (для моих глаз и моего места в амфитеатре).

Представим себе, что Галилей, чтобы доказать вращение Земли, имел возможность волшебным образом перенести своих оппонентов в космос и оттуда показать, как вращается земля, наглядно, чтобы они непосредственно, своими глазами увидели.
Режиссер такую волшебную возможность имеет, волшебную силу искусства. Он показал нам «как вертится Земля» и его взгляд на Землю и на людей ее населяющих это взгляд со стороны, издалека, из космоса. Вот потому то герои пьесы вышли такими карикатурными червячками. Они то живут на плоской неподвижной Земле, которая покоится в центре мироздания. То есть это они так считали. А потом земля стала уходить у них из под ног. Тоска отсчета, оси координат - все поплыло. Поначалу они не верили, цеплялись за привычную картину мира, сомнения отгоняли, сомневающихся выгоняли, вот как Оргон выгнал из дома своего сына.
А потом пол стал боковой стенкой, они повалились набок и вроде как стали чего-то подозревать.

В середине спектакля, когда вращение декорации ускорилось, у меня такая мысль возникла. Пророк - это тот, кто меняет, задает, перезадает систему координат. И лже-пророк в том числе. Это тот, кто может менять правила игры прямо в процессе игры. Именно в этом его сила, этим он привлекает, даже гипнотизирует обычных простых людей, даже не задумывающихся о том, что правила можно задавать, менять («Хочешь стать миллионером создай свою религию»).
У всех земля из-под ног уходит, а он уже в другой системе координат. Все валятся набок, а Тартюф перешагивает. Перешагивает окружающих. И перешагивает с пола на стену, со стены на потолок, с потолка на другую стену, со стены опять на пол. Все живут на плоской неподвижной земле, а он на земле, которая вертится. Мысль эффектная, но она как раз имеет отношение к пьесе, для спектакля она побочная. Спектакль совсем о другом, не о Тартюфе. Пока идет спектакль можно восхищаться Айдингером, как виртуозен, как смел, как плотоядно смотрит, как возводит очи горе, как похож на святого Йоргена. Айдингер – блестящее острие консервного ножа. А когда спектакль неожиданно заканчивается, думаешь совсем о другом, о содержимом банки, которая раз и открылась. Для взгляда из космоса Тартюф - такой же червячок, как и все остальные. Пусть самый забавный, самый прыткий, самый догадливый, червячок-"наездник" (есть такое насекомое, которое живет тем, что внедряется в чужое тело) . Но он вместе со всеми, в той же коробочке. Мальчишка поймал мух-червячков в коробочку и вертит ее.

Раз в сутки даже сломанные часы показывают правильное время. Человек думает, что он пуп землю, что он «мера всех вещей». Но эта «мера» может правильно измерить далеко не всегда, а по случаю. Вот и герои спектакля в последний момент показали правильное время. В этот момент режиссер остановил спектакль (погасил свет, остановил декорацию). А если бы он доиграл пьесу дальше, сыграл финал, написанный автором, то часы опять перестали бы показывать точное время. Герои, спасенные Их Королевским Величеством, сразу забыли бы урок и … «нет такого обманутого вкладчика, которого нельзя было бы обмануть еще раз». Печальный вывод. Первый тезис теоремы, который доказан в спектакле, располагается на эмоциональном уровне. Этих карикатурных человечков становится жалко.
Второй тезис - на уровне разума. В мире нет ничего постоянного, прочного, никакой тверди. Земля никогда не стоит на месте, она вертится. Постоянно только вращение, только изменение. Вечное движение. Превращение форм.

Но относительно чего вращается земля? Есть ли константа, нечто абсолютное, то есть неподвижное. Есть ли вообще «правильное время». Поиски константы, вот чем на самом деле был занят режиссер. Демонстрация вращения – не самое главное.
Константу он нашел. Посредством театральной игры. Нашел и показал ее зрителям, внезапно ткнул носом и погасил свет. Доказал главную теорему.

Герои время от времени повторяют библейский текст – невпопад. Первым это делает Оргон. Музыка звучит, словно шаги командора, но на его поведении, на его жизни это никак не отражается.
И только один раз, самый последний, в исполнении Дорины, библейский текст звучит истиной, откровением. В этот миг человеческие часы показали правильное время. До этого момента герои спектакля знали эти слова, даже наизусть знали, а в этот момент они их поняли (на своей шкуре). И зрители поняли. Если подключились эмоционально (увидели себя в зеркале сцены и пожалели) или интеллектуально (проследили за театральной математикой, за ходом доказательства и поняли, что всё - теорема доказана).

Редко достижимый в современном театре (современном искусстве) уровень разговора. Квадратная сцена-комната вписана в круг. Круг - знак всеобщего, спектакль, как модель мироздания. Действительно вспоминаешь времена Галилея, Коперника, Босха, Брейгеля и более ранние. Тогда человек еще не был «мерой всех вещей», тогда были популярны подобные сюжеты-метафоры, увиденные из космоса – слепцы, корабль дураков, стог сена.
Tags: театр
Subscribe

  • RIP

    * Chris Squire 1948 – 2015 My best friend and the love of my life Chris Squire will be cremated today in Scottsdale, Arizona at 3:00 pm. So…

  • Ядрёна вошь.

    . Интересно, «Nuclear Burn» (название первой пьесы дебютного альбома джаз-рок группы BRAND X) содержит отсылку к NUCLEUS (пионерам английского…

  • Хорошо сказано :)

    . Фанаты оценят каждую минуту, подавляющее же большинство человечества предпочтет провести шесть месяцев в кресле дантиста под интенсивным лечением…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 97 comments

  • RIP

    * Chris Squire 1948 – 2015 My best friend and the love of my life Chris Squire will be cremated today in Scottsdale, Arizona at 3:00 pm. So…

  • Ядрёна вошь.

    . Интересно, «Nuclear Burn» (название первой пьесы дебютного альбома джаз-рок группы BRAND X) содержит отсылку к NUCLEUS (пионерам английского…

  • Хорошо сказано :)

    . Фанаты оценят каждую минуту, подавляющее же большинство человечества предпочтет провести шесть месяцев в кресле дантиста под интенсивным лечением…