Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Трапеция

*
«АИДА», П.Штайн, МАМТ, 2014г. (7)

Из трех больших оперных премьер театра («Тангейзер», «Аида», «Дон Жуан») на Золотую Маску номинировали только «Аиду», наверное за громкое иностранное режиссерское имя. В музыкальном отношении спектакль бледный, а вот режиссура там действительно очень интересная. «Дон Жуан» более гармоничен и, на мой взгляд, больше удался как опера, «Аида» интересна как режиссерская работа.

От приглашения знаменитого режиссера драматического театра в оперу ждешь прежде всего живого театра. Расчистки площадки от мертвых наслоений, от давно завалившихся конструкций, мешающих проходу, вросших в землю, поросших мхом. И построения на расчищенном месте нового современного здания.

В опере семь картин. Перемены декорации происходят при закрытом занавесе и включенном свете в зале. Тем самым действие оказывается четко разделено на эпизоды. Поставлен каждый эпизод отдельно, по-своему (и в разной манере и с разным художественным результатом) и потому могут рассматриваться и оцениваться по-отдельности.

Первая картина сразу демонстрирует нам первую часть работы режиссера – расчистку.
A1
Это эффектный жест режиссера и в таком качестве он впечатляет – на сцене ничего нет, задник - голая глухая стена с проходом посередине. Геометрия плоскостей и проход тоже геометрический – в форме трапеции. Трапеция это геометрический символ спектакля, геометрический слоган, визуальная эмблема. Трапеция потом появляется почти в каждой картине, как знак минимализма, обнажения простой драматургической структуры.
Однако впечатление от первой картины, как таковой – ниже среднего. Лишнее убрали, но что оказалось обнажено? Актеры брошены в пустоте, постановка сведена к костюмированном концерту – стоят и руки воздевают, ходят туда-сюда. Единственное, чем могут оживить такую простую картинку актеры – пасть на сцену плашмя и немного поползать, а затем встать и снова запеть. Если так и дальше будет, думал я, уйду в антракте.

Но дальше так не было. Во втором действии все поменялось радикально.
A2
На расчищенной до основания (до тех штампов-блоков концерта в костюмах, что убрать уже невозможно) плоскости появились контуры нового рисунка, тоже минималистического, но это уже не выглядит пустотой в темноте, воображение дорисовывает стены храма. Стены храма дорисовывает музыка, хор. Хор поет очень хорошо (единственное сильное музыкальное впечатление), движение жрецов поставлено и появление драгоценного камня в форме солнца становится визуальным событием. Неправильная форма золотистого камня вступает в наглядный конфликт с правильной трапецией. Вторая картина поставлена прекрасно – театральное оперное совершенство, идеальная рама для музыкальной картины, выполнена рукой мастера, ничего лишнего, каждая деталь на своем месте.

В третьей картине минимализм опять обернулся бедностью.
A3
На таком скромном фоне и танцы выглядели очень уж скромно.

Но еще бОльшая неудача ждала в картине четвертой – самой многонаселенной, пышной и парадной. Я то ждал чередования (плохо-хорошо-плохо-хорошо). Парад произвел совеем жалкое впечатление, вот где минимализм оказался совсем неуместен. 20 статистов неловко трясли знаменами, потом еще кучку пленников вывели – полная победа вампуки над режиссурой.
A4

Таким образом счет первого тайма был 1-3 (одна картины поставлена, три провалены) не в пользу театра. Оставалась надежда, что после антракта в оставшихся трех картинах театр возьмет реванш.

И эта надежда оправдалась. Хотя и не сразу, первая картина второй части и снова пустое пространство ничем не заполненное.
A5
Бедные актеры, им опять было не на что опереться, опирались друг на друга.

Счет возрос до угрожающего 1-4. Зато две последние картины сделаны безупречно.

Геометрия зубцов-ступеней, красное пятно платья Амнерис на белой скамье у белой стены. Мастерски поставлен свет – когда она встает и выходит вперед, она выходит из света и красная фигура становится зловеще черной. А потом по ступеням рядами поднимаются и опускаются жрецы и трапеция – вырез в стене ведет в зал суда.
A6
На сцене фрагмент огромного механизм и маленькие человечки в механизме.

В последней картине действие разделено на уровни. Две отдельных картинки – склеп на первом этаже, храм на втором, кинематографический прием полиэкрана.
A7
Там же на втором этаже священный золотистый камень-солнце закрывает вход в склеп и замуровывает несчастную пару влюбленных. Внизу двое умирают на ступеньках обнявшись, а наверху к золотому камню, как к могильному приходит Амнерис и вскрывает себе вены – кровь течет по золоту. Вытекает вся, вместе с истаивающей музыкой.

Второе действие театр выиграл 2-1. формально по общему счеты выходит поражение 3-4, но театр не подчиняется спортивным законам. Финальные сцены в театре имеют огромный вес, больший чем все остальные вместе взятые, спектакль можно выиграть и одним только финалом. А здесь был ее прекрасная сцена в храме, да и первая картина, попав в общую композицию, уже не кажется пустой и неудачной. Более того, она теперь воспринимается как осмысленный и выразительный режиссерский жест – своего рода провокация. Насторожить, напугать публику пустотой, чтобы потом поразить тем, как из пустоты, из обнаженной структуры рождается опера.
Tags: опера, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments