Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Год, когда я родился

*
«ВРАГ НАРОДА», Т.Остермайер, ШАУБЮНЕ, Германия, 2012 г. (8)

Мне повезло. Я был на спектакле во второй день, 16-го октября. Сидел в ближнем партере, в эпицентре событий. Не участвовал, разумеется, наблюдал.
Один знакомый, искушенный театрал, сказал на выходе из театра, что ему стыдно за нашу публику, которая так повелась, полезла на сцену и т.п.
А вот мне не было стыдно нисколько, это ведь театр, это ведь игра. Было ощущение театральной удачи, которую наша публика помогла сделать полной, законченной, доведенной до абсолюта (или до абсурда :).
Немецкие актеры с помощью нашей «отзывчивой» публики разыграли очень важную для спектакля сцену, поучительную и в театральном и в общественном смысле. Без выхода на сцену смысл не проявился бы так ясно.
Да это была провокация, пена, ложный ход, уводящий в сторону. Но меня он как раз наоборот привлек к главному. Чем сильнее отвлекают, тем сильнее надо стараться смотреть в противоположную сторону. На это и был расчет режиссера. Чем больше пены, тем значимее (по контрасту) стали главные эпизоды спектакля – его начало (рок-группа) и его конец – двое сидят взявшись за руки, погружены в молчание, в думы, но главное, что они вместе. И быть может это новые Адам и Ева, и они дадут старт новому человечеству, которое построит новое общество, хоть на немного лучшее того, в котором живут они (мы).
Вот такое счастливое, дружное было начало. И вот такой оптимистический финал.
Начало спектакля напоминает о времени надежд (наивных, чистых, коллективных).
Середина проводит персонажей и зрителей через опыт (опыт борьбы, опыт одиночества), дает урок взросления. Побыть «врагом народа» полезно для главного героя, а зрителям полезно поучаствовать в революции, и нам и ему полезно проследить за поведением других персонажей - отцов города, журналиста-креакла, тестя с овчаркой, а также пройти «искушение политикой» (см. очень интересный отклик http://skaska-skazok.livejournal.com/122294.html).
А в финале снова надежда, но уже взрослая, не наивная, обогащенная опытом.

Самая оптимистичная постановка пьесы Ибсена на моей памяти. В полный контраст с самой пессимистичной, с постановкой Додина, которую мы видели в прошлом году, где доктор Стокман приходит к выводу, что он на самом деле враг народа, в самом прямом смысле, а это уже полный тупик и для него и для народа.
Финал шумного спектакля Остермайера это пауза, тишина, финал открыт. Он дает надежду, что доктор вернется к науке, его конфликт с народом постепенно зарастет, что проблему водопровода как-то решат, что история продолжит свой ход. Это ведь спектакль не о человеке, а о поколении.

Томас Остермайер родился в 1968 году. В сентябре, после мая 68-го. То есть, не застал. Но с другой стороны он дитя 1968-го в самом буквальном смысле. Я немного постарше, но ведь тоже не застал. И тем не менее 60-е это и для меня точка отсчета. Мы все дети 60-х, вся современная цивилизации (в ее глобализированной части) ведет отсчет от 60-х, именно тогда началась современность, в которой мы живем и сегодня, именно тогда (в июле 69-го, срифмованного с маем 68-го, с музыкой Битлз, с «Космической Одиссеей» Кубрика) западная цивилизация достигла своего пика, после которого начался спуск с вершины в унылое болото «I AM WHAT I AM», распад (Битлз) и извращение. Мы живем на нисходящем участке и потому ведем отсчет от вершины.
То, что Остермайер сделал с ибсеновской сценой «встреча Стокмана с народом», это ведь инсценировка мая 68-го, или «пражской весны», моделирование революции, хотя бы на 15 минут. В эти 15 минут уместилась и прямая демократия, и изощренная демагогия, и белый шум, и шум истории, и музыка революции (которую призывал слушать Вахтангов). Кон Бендита среди московской публики не нашлось («настоящих буйных мало») а то бы и спектакль сорвали, как каннский кинофестиваль 68-го, но и так хорошо вышло, спектакль фактически был остановлен и продолжен только после прямого вопроса актера к зрителям (что дальше делать?) и демократического выбора зала, разрешившего спектакль доиграть.
К сожалению, для очень многих зрителей в этот момент спектакль и закончился, попав в ловушку провокации режиссера, они там и остались, перевозбудились, не досмотрели, или смотрели, но уже ничего не видели.
Tags: Остермайер, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments