Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Роза и шипы

.
«ЙЕППЕ-С-ГОРЫ», Г.Черепанов, ТЕАТР п/р ТАБАКОВА, 2014 г. (7)

Игра в кукольный театр. Интересно с точки зрения формы, актерской техники.

Одна, кукла тряпочная, мягкая, теплая. Это главный герой, Йеппе (Сергей Беляев) добряк и пьяница, персонаж страдательный. Остальные куклы деревянные, твердые, холодные. Весь актерский состав изображает кукол с удовольствием и получается хорошо.
Ведет представление Карабас кукольного театра - Барон (в этой роли, а также в других ролях сильных мира сего - Виталий Егоров), тоже кукла. Этот собирательный образ очень инетересно развит, кукла может также превратиться в портрет на стене (судья), или обратиться к зрителям в зале. Егоров-Барон управляет не только куклами на сцене, сцены ему мало, он правит и в фойе, ведет концерт перед началом спектакля и в антракте. Он и зрителями пытается управлять, задавать рамку восприятия спектакля.

Обращения в зал, переключение регистров от кукольного к человеческому делает также и Беляев, внезапная перемена интонации производит взрывной комический эффект. Тут полный контакт со зрителем, привычный нам сказочный образ Ивана-дурака.
Но самую интересную актерскую технику демонстрирует Роза Хайруллина в роли жены Йеппе. Вот уж действительно роза среди полевых цветов. Остальные актеры стараются, изображают, а она будто от природы такая. Рукой чуть поведет, первое слово скажет и сразу получается лучше всех, изящнее, точнее, острее. У нее и пластика самая деревянная и переходы к бытовым, человеческим интонациям самые парадоксальные. Персонаж не главный, всего несколько сцен, но получается так ярко, что Розе дают еще дополнительный сольный выход во втором действии. Она исполняет «песню о Розе», концертный номер, пародийный, многослойный – тут и злая ирония и самоирония, и рэп и декаданс и барокко - самый эффектный эпизод спектакля.

У спектакля жесткая режиссерская конструкция, несколько уровней от стилизации традиционного кукольного театра эпохи барокко до Брехта и современных видеотехнологий (прочитал на сайте театра, что режиссер Глеб Черепанов ученик Валерия Фокина – главного инженера современного русского театра, по стилю можно было догадаться). Механизм работает, поблескивают острые зубцы, вращаются шестеренки, но это не просто изящная игрушка, эти часы показывают время, показывают месседж.

Вращается сценический круг с куклами – это модель театра, театрика, балаганчика. Но и модель мироздания, модель человеческого общества. Все представлены на круге - мужья и жены, господа и лакеи. Там, как на ратушных часах в европейском городе, стоят рядом адвокат и прокурор, пастор и доктор, судья и палач, пьяница и трактирщик. Куклы разыгрывают поучительную фольклорную историю, притчу. И это злая притча, «дьяволов водевиль». Одни пьют - другие спаивают, одни бьют - другие терпят, одни наставляют рога - другие их носят, одни придумывают розыгрыш - другие в нем участвуют поневоле. И так по кругу, по кругу, по кругу, до бесконечности.
Взгляд на мир, который задает Барон, холоден, зол и циничен. Это шипы, а не розы. Венок из шипов.
Tags: театр
Subscribe

  • Чик Кориа (1941-2021)

    . Его частная жизнь была предельно закрытой, непубличной. Его уход - завершение частной жизни, об этом сообщили только через два дня на странице в…

  • Страсти малой формы

    . «СТРАСТИ ПО ИОАННУ», Э.Пэррот, Taverner Choir, Consort & Players, Англия. 25.09.2018г. (8) Протестировал новый концертный зал Зарядье. Здание…

  • Музыка для театра (и кино)

    * Сегодня Роберту Планту исполнилось 70. Вспомнил знаменитые театральные спектакли, в которых звучит его голос. «Обратная сторона Луны» (Робер…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment