Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Первый Актёр

*
Лучший вариант для выхода из блогопаузы – вспомнить о недавнем театральном впечатлении из самых простых, самых первичных, азбучных.
Начинать надо с букваря, с первой буквы алфавита.

Первая буква театрального алфавита та же, что и в греческом, в латинице и в кириллице – буква «А».
Театр начинается не с «В» (вешалка).
А также не с «Д» (драматургия), не с «К» (концепция) и не с «Р» (режиссура).
Театр начинается с Актера.
Открывается занавес – на сцене актер, Владимир Абрамович Этуш.

«ПОТЕРПЕВШИЙ ГОЛЬДИНЕР», А.Дубровская, 2014 г. (6)

Публика встречает актера аплодисментами – еще нет ни драматургии, ни концепции, еще не сказано ни одного слова, а театр уже начался. Зрителю предьявлен актер.
Но не просто актер, а Его Величество Актер. Актер с большой буквы «А», первой буквы театрального алфавита. Первый Актер.

Тут уместно вспомнить персонажа, которого так и зовут Первый актер (без имени, только порядковый номер). Персонаж из пьесы, которую можно назвать первой пьесой театра (не по времени написания, по значению), из «Гамлета».
Владимир Этуш играл Первого актера в «Гамлете» Петера Штайна и это было лучшее, самое содержательное исполнение этой роли на моей памяти.
Роль совсем небольшая и только когда ее исполняет Первый Актер, роль получает обьем. Первый Актер привносит туда себя, свою собственную жизнь, свою театральную славу, свою рефлексию - он смотрится в эту роль, как в зеркало, изображение удваивается, переотражается многократно, возникает театр в театре, бесконечная глубина отражений.

Вот такого актера зритель встречает аплодисментами - сразу, как только увидит и узнает. Аплодирует в кредит – таким актерам у зрителей всегда открыт кредит доверия. Аплодирует в благодарность, просто за то, что он есть. За кредитную историю (за прошлые роли) и авансом - за ту роль, которую он начинает играть прямо сейчас. Это ведь театр, это не встреча актера (или любой другой известной персоны) с публикой. На сцене не просто Этуш, на сцене актер и персонаж, един в двух лицах Этуш и Гольдинер. Гольдинер спит в кресле, нога в гипсе (он ведь «потерпевший Гольдинер», так называется спектакль).
Рядом с креслом на столике кассетный магнитофон, звучит музыка – «Трутся спиной медведи о земную ось». Песенка про медведей из «Кавказской пленницы» обьединяет актера и персонаж, Этуша и Гольдинера (и товарищ Саахов третьим незримо присутствует). Она обьединяет также и всех зрителей советских и постсоветских. И не только это, песня Зацепина обьединяет еще и Америку с Россией – ведь это один из первых советских твистов. Твист родился в Америке, обошел весь земной шар, проник за железный занавес (медведи трутся спиной, это они твист танцуют), и вот теперь вернулся обратно в Америку вместе с советским кинозрителем по фамилии Гольдинер, с бывшим советским человеком, а ныне эмигрантом.
Вот как много может сказать (показать) один театральный эпизод без слов – первая сцена спектакля, самая лучшая его сцена.

Потом появляется второй персонаж и начинается текст. Текст Шендеровича это самое большое (и, пожалуй, единственное) разочарование от спектакля. Я не поклонник Шендеровича телевизионного и общественного деятеля, но от его театрального текста ждал чего-то более свежего и оригинального. Потому, что видел спектакль по его пьесе «Два ангела, четыре человека». Очень удачная постановка, как раз очень эффектная драматургически, с неожиданными поворотами, оригинальными персонажами - спектакль уже 13 лет держится в репертуаре театра п/р Табакова.
А тут всё вторично.
Сюжетная завязка эффектная, но не своя, заимствована из пьесы Джефа Бэрона «Посещая мистера Грина». Пьеса на двоих (двое мужчин, старый и молодой, идеально для антрепризы), она имела большой успех, на сайте автора можно посмотреть огромный перечень постановок в самых разных странах (http://www.jeffbaron.net/vmgproductionlist.html).
Постановок в России там нет (может быть произошло разделение сфер влияния).
Адаптацию пьесы для русскоязычного зрителя сделал Шендерович, заменил приходящего мужчину на приходящую женщину, перенес действие в русский Брайтон (поближе к потенциальным зрителям), наверное с подобных шагов и следует начинать адаптации, но ведь потом надо еще и пьесу написать. А здесь характер героини никак не выстроен, «за русский Брайтон» отвечают самые общие места и заезженные штампы (еврейские, советские, антисоветские, американские, антиамериканские), вплоть до пересказа старых анекдотов. Заготовка, а не пьеса. Можно понять, почему ее не приняли в вахтанговском театре, этот текст не уровня вахтанговского театра.
Такую пьесу никакая режиссура не спасет.
Такую пьесу может спасти только актер, что собственно и произошло в данном случае.

(ант)Репризный спектакль.

Первый Актер может все. Может на сцене спать, а потом проснуться и рассказать старый анекдот. Он это сделает по-своему, со своей уникальной интонацией, со своей хитрой улыбкой. То, чего не написал драматург, он добавит от себя. Сделает паузу, овладеет залом и потом сделает все, что захочет.

Сложнее приходится партнерше. В роли приходящей к Гольдинеру американки (и тоже эмигрантки, но другой волны, другого поколения) Ольга Тумайкина. Для полноценного спектакля на двоих, спектакля-дуэта в пьесе нет материала, актриса работает вторым номером, ассистирует, помогает Первому Актеру. Тумайкина подает мячи (бьет Этуш). Она делает это хорошо.

Это ведь не только антрепризный спектакль. Это спектакль репризный. Его успех выстроен из реприз, как из кирпичиков. Пас – удар – гол, публика смеется и аплодирует (в ситкомах в нужных местах вставляют закадровый смех в зале, для надежности, Этушу этого не требуется, удар у него поставлен). Вот так от репризы к репризе по незамысловатой траектории и движется эта постановка. А чтобы публика не заскучала от повторения однообразных приемов, предусмотрены паузы, разделяющие действие на сцены, и музыкальные паузы. Актеру нужно перевести дух, переодеться и выйти с новой порцией реприз.
Уж чем-чем, а репризами автор его обеспечил, и на том спасибо. В результате публика получает именно то, за чем и пришла: увидела любимого актера, в большом спектакле (два действия), в главной роли, сыгранной без всяких скидок на возраст. Все авансы зрителю возращены, кредит доверия стал еще больше. В финале аплодируют стоя.

Впрочем, у пьесы Шендеровича есть и еще одно достоинство, помимо реприз. У пьесы очень хорошее, многообещающее название. «Потерпевший» – слово многозначное. Тут и буквальный, юридический смысл и смысл расширительный, символический. «Терпеть бедствие», «потерпеть крушение», просто «терпеть». Потерпеть, претерпеть, терпение. Терпение качество очень важное, особенно для Гольдинера, для Этуша, для советских и бывших советских людей. И особенно для людей 1923 года рождения.
Тут открывается философия, философия история, тема поколения, тема страны и народа, тема времени/места, Тема с большой буквы.
Автор пьесы не развил тему, заявленную в названии, очень жаль. Эмиграция 90-х ничем не хуже эмиграций предыдущих поколений и тоже достойна большой литературы, своих «Поздних соседей» и своего Грегори Соломона.
Первый Актер, чтобы сыграть Тему, есть. Он ведь играет Грегори Соломона в «Цене» (в вахтанговской «Пристани»), и там выстреливает репризами и имеет успех, но при этом раскрывает все философское символическое, что в этой роли содержится.
Но нет у нас нового Башевиса Зингера и Артура Миллера.
Tags: театр
Subscribe

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…