Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Фантазия в русском стиле

.
«ЗИМНЯЯ СПЯЧКА», Н.Джейлан, Турция, 2014 г. (10)

У пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» есть подзаголовок – «фантазия в русском стиле на английские темы». К фильму Джейлана эти слова еще точнее подходят – фантазия в русском стиле на турецкие темы. И дом в фильме тоже есть и сердца там разбиваются. Действие происходит в отеле. Отель называется «Отелло». Главный герой – хозяин отеля, бывший актер. Живет как дядя Ваня в провинциальной глуши, да еще зимней.
Отель зимой это отдельная тема, пустота, созерцание, герой собирается писать книгу (совсем как в «Сиянии» Кубрика).
Только этот дядя Ваня все-таки женился на своей Елене Прекрасной.
Только от этого ему не легче.

В титрах написано – по мотивам произведений Чехова. Буквально сюжетная линия взята из рассказов «Жена» (отношения с женой) и «Хорошие люди» (отношения с сестрой), сам главный герой напоминает еще и профессора Серебрякова из «Дяди Вани». Только у Чехова профессор показан снаружи, глазами дяди Вани и изображен сатирически, а в фильме взгляд на этого персонажа более сочувственный, по крайней мере более ровный. Профессор тоже "дядя" (дядя Саша).
Есть еще забавная отсылка к «Чайке» (убитый на охоте заяц).

Но кроме чеховских там еще много других русских мотивов – главная драматическая линия, скрепляющая сюжет, взята из Достоевского («Братья Карамазовы», линия мальчика, ну и кульминация - сцена с камином из «Идиота»). Пьяный монолог учителя напоминает о Сатине. «Утиная охота» опять же (на зайца).

Фильм особенно рекомендуется посмотреть театралам. Тем, кто находит особое удовольствие в двадцатый раз смотреть постановку «Дяди Вани», находить переклички между разными пьесами и разными версиями, сквозные мотивы, отражения вечных тем. И разговоры, разговоры, разговоры. Разговоров пожалуй даже побольше, чем в чеховских пьесах. Они не всегда содержательны - пустопорожнее выяснение отношений уже и так ясных. И это можно считать недостатком, середина фильма – камерная, комнатная, кажется затянутой – слушать не интересно, смотреть не на что.
Впрочем, на двух главных актёров смотреть очень интересно.
И чисто кинематографических достоинств в фильме много – эффектные сьемки мест экзотических и это совсем не открыточная экзотика. Природа зимняя, неяркая, камера то поднимается на брейгелевскую высоту и показывает божий мир и прилепившиеся селения, то по-тарковски приближается к затылку и приглашает зрителя всмотреться во внутренний мир.

А еще музыка, музыкальный лейтмотив – фрагмент сонаты Шуберта (Piano Sonata N20(D959), Andantino), тема интроспекции, внимательного погружения в тонкий мир. Оказаться на уровне такой музыки это уже успех.
Tags: кино, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments