Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Третий день августовской практики

*
«UFO», И.Вырыпаев, ПРАКТИКА, Москва, 2014 г. (9)

Нет, это была не лекция на тему «Есть ли жизнь на Марсе».
Это была проповедь. Но проповедь театральная, игровая.

Не вечер встреч с интересным человеком, а спектакль.
Не было и обещанных в аннотации рассказов о людях, контактировавших с UFO, то есть с НЛО, с неопознанными летающими обьектами. Ни одного летающего обьекта (опознанного, неопознанного) не было.
Была мистификация. Не в смысле «обман», а в смысле «мистика», мистический опыт. Это по содержанию. А по форме – театральная мистификация. Ироничная, легкая. Самоироничная. Как матрешка – ирония внутри иронии. Или как лента мёбиуса – обыкновенная, простая прямая лента, вдруг выводящая путника на собственную изнанку, оборотную сторону, а в конечном счете к самому себе.

«Ироничная манера письма предполагает ум также и в читателе»,
ироничная манера игры предполагает ум также и в зрителе.

Фразу про ироничную манеру письма сказал не юморист, а философ (Фейербах).
В тексте пьесы Вырыпаева речь тоже идет о вещах серьезных, философских, но упакованных в обман, в изящную театральную обертку.

О серьезных вещах, спрятанных в предельной простоте моноспектакля - стул, стол, стакан воды, папка с текстом, рекламный плакат спонсора, негромкая фоновая музыка. В нужный момент музыка отключается и на зрителя воздействуют тишиной – это пожалуй единственный режиссерский постановочный прием и это прием минималистический - вычитание.

О серьезных вещах, спрятанных в предельной простоте рассказа. Девять рассказов о встречах с космосом, но не с тем космосом, который бороздят, а с космосом древних греков, то есть с философским представлением о природе, как об упорядоченном, гармоничном целом (в противоположность хаосу). И о природе вещей и природе человека (потому что это одно).

Опыт девяти разных людей оказывается опытом одного человека, автора (автора и исполнителя в одном лице). Об этом сразу можно догадаться – уж очень эти разные жители Земли (от Австралии до США) похожи, словно работают в разных региональных отделениях одной корпорации.
Но для меня было главным, что не только одного человека. Не только автора-исполнителя, но и зрителя. Поскольку у меня подобный опыт «встреч с космосом» был (и не один раз, как у персонажей спектакля, а несколько раз). Могу подтвердить на личном опыте, что все именно так и бывает – и ощущения и последствия (откуда он узнал? :).
Театральная мистификация оказалась правдой. Практика оказалась критерием истины, истина оказалась тождественна достоверности. Между сценой и залом установился самый плотный, самый подлинный контакт. И практически полное взаимопонимание.

=======

о том же другими словами - http://skaska-skazok.livejournal.com/127053.html
Tags: театр
Subscribe

  • ЖЖ-1940. 13-е марта.

    . День девяносто третий (последний). «Радостная весть» Ночью командир дивизиона получил приказ начарта подготовить огонь по обратным скатам…

  • ЖЖ-1940. 10-е февраля.

    . День шестьдесят первый. «На прокорм» С обозом, пришедшим 9-го из Питкяранта, пришло донесение от командира взвода Черепанова, который был…

  • ЖЖ-1940. 9-е февраля.

    . День шестидесятый. «Сильный нажим» На фронте наши части действующие с юга оказывают сильный нажим на позиции противника, но и сопротивление…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments