Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Второй день августовской практики

*
«ДОЗНАНИЕ», Р.Маликов, ПРАКТИКА, Москва, 2014 г. (6)

В пару к «Бабушкам», спектакль-антипод, почти во всем противоположный.
Женское и мужское. Там – режиссер женщина, играют шесть актрис и один актер, здесь - все наоборот, режиссер мужчина, заняты три актера и одна актриса.
От сердца и от головы. Там – житейские истории, живая органика, не информация, а интонация, песня. Здесь – театральное моделирование политических проблем, отвлеченные идеи, условные исторические фигуры.

В обоих спектаклях между авторами спектакля и героями огромная дистанция. Но в «Бабушках» она преодолевается волшебной силой искусства, перевоплощением. А в «Дознании» все эти вожди, короли, президенты остаются условными фигурами, усилия авторов потрачены не на присвоение чужой жизни, чуждого образа мыслей, а на исследование проблем внешним образом, на постановку проблемы и театрализацию обсуждения. И, надо сказать, усилия потрачены не зря. И постановка вопросов очень любопытная и постановка действия захватывает.
Три истории падения властных фигур: магистр ордена тамплиеров из 14-го века, партийный вождь из 20-го века и глава межнациональной корпорации из недалекого будущего, конца 21-го века. Все трое низвергнуты на самое дно, в застенки, из «князей» в самую «грязь». В этом есть железная логика истории. В финале авторы спектакля выдают резюме, что-то об абсолютном одиночестве абсолютной власти и тщетности усилий властителей. Меня это резюме не убедило, показалось притянутым извне и не вытекающим из промоделированных исторических сюжетов. Я вывел другое резюме – о невозможности абсолютной власти, вспомнил притчу про строителей вавилонской башни. Все трое героев зарвались, замахнулись на мировое господство и были сброшены конкурентами, разделившими власть на кусочки (в 14-м веке отделение церковной власти от королевской, в 20-м «строительство социализма в одной стране» вместо коминтерновкой мировой революции, в 21-м - национальные государства вместо мирового правительства корпораций).
В квартете актеров один изображает всех троих заключенных, актриса играет трех следователей, условная пара – «жертва» и «палач». Но самые интересные роли достались двум оставшимся актерам, они ведут игру, обсуждают и комментируют происходящее. Пара контрастная и почти клоунская (Арлекин и Пьеро, один – действующий и побеждающий, второй отступающий, пассивный). Тут много точных интонаций, вкусных театральных приемов (очень эффектно церковная и светская власть сделаны из одной «шинели», вывернутой на разные стороны).

В результате театрального дознания возникает образ четырех фигур, которые хаотично двигаются по доске-сцене. Они думают, что они власть, а власть это тот, кто ими движет. Карабас Барабас управляющий театром масок (Буратино, Мальвина, Арлекин и Пьеро).

=======

хороший отклик (с обсуждением) - http://skaska-skazok.livejournal.com/126724.html
Tags: театр
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…