Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Августовская практика

.
На конец августа в этом году у меня запланирована практика. Первый день – вчера - прошел очень успешно.
В Практике было открытие сезона.

«БАБУШКИ», С.Землякова, ПРАКТИКА, Москва, 2011 г. (10)

За наводку на этот спектакль спасибо блогоприятельнице skaska_skazok.
Вот ее отклик - http://skaska-skazok.livejournal.com/39579.html, я с ним согласен почти во всем.
Шесть молодых актрис в ролях бабушек прекрасны (не хочется никого специально выделять, это ансамбль).
И текст очень хорош и постановка Земляковой прекрасна (композиция из бытовых сценок, забавных реакций на микрофон, песен и рассказов смотрится на одном дыхании, в финале разоблачение – театральный восклицательный знак, и ведь сразу догадываешься, как актрисы выглядят «без грима», а все равно восхищаешься и восклицаешь). Главное – тут поставлен даже не столько документальный текст, а речь, интонация, манера говорить, образ мысли, образ жизни, национальный характер, менталитет. Музыкальная тема отсылает к "Бабе Шанель" Коляды - там все было решено в лихом, комедийном ключе, здесь регистр быстро переключается на горькую прозу жизни.

Есть еще один очень любопытный, седьмой персонаж – не-бабушка. Это такой молчел-очкарик неопределенного возраста («протухший Шурик» - как раз недавно пересмотрел «Ивана Васильевича»). Он должен играть роль медиатора, посредника между зрителями в зале и бабушками на сцене. Посредник оказывается несостоятелен – и это тоже работает на тему спектакля. Он пытается комментировать, рассуждать, что-то рассказывать от себя … лучше бы молчал. По сравнению с подлинностью такой долгой, такой насыщенной событиями жизни простых деревенских женщин его жизнь бессодержательна, его слова и мысли так банальны. Он ведь ничего не может – не может так работать, как они, не может так интересно рассказывать, не может так петь, так молитву читать. Единственно на что он способен – регистрировать чужую речь. И на том спасибо, на самом деле! Он ведь и сам понимает про свою несостоятельность (актер это хорошо сыграл).


Почему такая постановка («про ватников», в данном случае про ватниц в валенках) появилась в этом театре (где играют про Кулика, про арт-группу «Война» и т.п.)? Такой вопрос возникал в обсуждении отклика Сказки_сказок, а вчера даже не возник, вспомнил, как в этом театре я видел «Ивана Денисовича» (тоже ведь ватник). Вспомнил наше советское театральное прошлое, когда Любимов ставил «Деревянные кони», Плучек «По 206-й», Додин «Братья и сестры». Тогда культурное поле было единым. Потом в 90-е разрыв произошел и уже невозможно стало представить Федора Абрамова на афише любимовской Таганки двух последних десятилетий. Да и у Додина место Абрамова занял Гроссман (совсем другая жизнь и другие судьбы). Однако разрыв зарастает. Он больше заметен в фейсбуке, в публицистических статьях (там разделение на креаклов и ватников), но не в театре, по крайне мере на малых сценах московских театров «ватники» уже давно появились. Вот только чтобы вывести их на большую сцену приходится Херманиса из Риги приглашать.
Tags: театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments