Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Физика и метафизика

.
Чтобы отвлечься от украинского негатива, нашел в сети украинский позитив – записи двух ранних постановок Сергея Женовача, которых раньше не видел.
Обе очень хотел увидеть в свое время, и в день спектакля подходил к театру и не попадал.
С тех пор оставалась досада (все остальные его московские постановки видел, кроме этих двух) и вот именно они оказались на рутрекере.

«ПАННОЧКА», С.Женовач, ТЕАТР-СТУДИЯ «ЧЕЛОВЕК», 1988 г. (9)

«НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ», С.Женовач, ТЕАТР на Малой Бронной, 1998 г. (7)


«Ночь перед рождеством» как раз и оказалась таким желанным позитивом, спектакль яркий и легкий, очень зритель-френдли.
Но первой я «Панночку» начал смотреть и вот с ней отвлечься от негатива никак не удавалось, не цеплял спектакль. Посмотрел половину (до первой ночи с Панночкой) и отложил. А на следующий день включил с того места и сразу включился. И сразу понял, в чем была проблема (моя проблема, а не спектакля). Подсознательные ожидания были заданы спектаклем Нины Чусовой «Вий», который мне очень нравился. В «Панночке» сразу видно, что «Вий» от нее унаследовал – маленькая театральная «коробочка», дно выложено чем-то мягким и пушистым. Но «Вий» был ярче, там игра была натуральнее, характеры более достоверны, история была рассказана внятно, в жанре мистического триллера. А тут в «Панночке» все ровно, говорят неторопливо и негромко, песни поют. А всамделишности, натуральности нет. По-мелочам интересно, но сюжетная линия тонет в этом сене, характеры чуть намечены.

Совсем другой спектакль, про другое, да и не по Гоголю непосредственно, а по пьесе Нины Садур (все-таки другое произведение). Тут не триллер, не мистика, не страшилка. Не повествование. Здесь главное не психологическая достоверность, и тем более не этнография, не национальный характер (видел я и украинскую этнографию поярче - у Скрипки, и украинский национальный характер посильнее - у Ступки).

Тут не физика, а метафизика. Спектакль про темы предельно отвлеченные, обобщенные – например, про Соблазн. Эта тема меня сразу зацепила, как только включил на второй день – Хома и Панночка, Тарамаев и Розанова, мужское и женское, они играют сцену почти без слов, играют поверх слов.
В мужской теме Тарамаеву помогает трио казаков (Качанов, Баталов, Топцов), это нечто вроде театрального хора. Но еще более важную помощь оказывает Елена Матвеева в женской теме. Хвеська – антипод Панночки на женском полюсе спектакля. Хвеська - земное, приземленное и светлое женское начало (хоть и брюнетка, а Панночка – роскошная блондинка). Хвеська и появляется из-под земли, от земли. Место Панночки – наверху, над сценой, над бытом, в невесомости. Панночка появляется на сцене из ниоткуда. И не идет по сену, а ступает, плывет, словно ногами земли не касается (ноги ей нужны совсем для другого :)

Ну а где Эрос, там и Танатос, чем дальше, тем больше стало другое измерение в спектакле проступать, вертикальное измерение. Мужское-женское это по горизонтали. Но через Панночку (через соблазн) стала не только женская тема входить, но и нечто еще более абстрактное, темное, неизведанное, потустороннее. И это не мистика из триллера, а философская загадка бытия. Герой подходит к тонкой грани между реальным и ирреальным, и переходит ее. Тут уже не до психологии и достоверности. Тарамаев играет достоверность другого уровня, играет человека заглянувшего Туда. Он играет Холод, в такой сложной роли нет места теплу и органике. Павел Деревянко тепло и органично сыграл «маленького человека», а здесь просто человек, хомо сапиенс, человек разумный, философ.

Привет Веничке от Панночки

Кстати, эротическая сцена из «Панночки» совсем недавно была повторена в «Москва-Петушки» (только переехала сверху вниз, под сцену).

"Давайте простимся светло"

«Ночь перед рождеством», хоть это и ночь, и месяц и звезды над сценой, а спектакль светлый. Последний спектакль первой команды Сергея Женовача (в студии «Человек» с 1988 года и затем с 1991-1998 на Малой Бронной, 10 лет ).
Такое легкое, светлое прощание. «Давайте негромко, давайте вполголоса» это не к этому прощанию, спектакль как раз громкий, яркий, поставлен и исполнен в полный голос, но он именно светлый.
Есть нечто символичное, что в начале была вертикальная, тонкая, сложноустроенная «Панночка», а в конце тоже Гоголь, но простой, горизонтальный, веселый. Это именно повествование, история, сказка. Сплошная "физика" - органика, актерские трюки.

«Панночка» была первым спектаклем в театре Женовача, там начала складываться команда, эта команда целиком перешла на Малую Бронную и за семь лет выросла численно, пополнилась более молодыми актерами, стала настоящей полноценной труппой, ансамблем разных индивидуальностей. Вот этот ансамбль представлен в последней премьере во всем великолепии (вспомним "Золотой храм", достигший совершенства в момент гибели).

К тому же в спектакле не участвуют двое ведущих признанных солистов (Тарамаев и Розанова), только ансамбль и столько удач и новых солистов.
Интонацию задает рассказчик (Геннадий Назаров). Елена Матвеева выросла в Царицу (а также ведьму и Солоху). У главного солиста Сергея Тарамаева появилась смена - Владимир Яворский, он играет кузнеца. Рослый такой, настоящий богатырь. А у Черта (Никита Татаренков) характер и облик противоположный во всем, но Черт активно соперничает с главным героем за внимание зрительного зала, побежден он, причем окончательно и бесповоротно, только в самом финале (спектакль заканчивается смачным плевком в черта, плюнули и ушли со сцены, на сцене театра остается один черт).
В актерском ансамбле - полная гармония и сценография гармонию подчеркивает, в основе сценографии круг. Светлый круг-диск заслонен темной конструкцией, которая оставляет видимым только край – серп месяца.

Подобный круг – символ гармонии видел совсем недавно в спектакле «Почтигород», тоже рождественском.
Не знаю, случайно так отозвалось или не случайно. И кузнец Вакула - Владимир Яворский в новой рождественской сказке тоже участвовал. Этот спектакль идет уже на другой Малой Бронной, голомазовской.

Женовач ушел с Малой Бронной в мае 1998 года (запись спектакля была сделана через несколько дней после увольнения). Тогда же уволилась и бОльшая часть его команды. Ушедшие актеры растворились кто куда. Режиссер начал новый театральный проект. Вместе они больше не работали. Никогда.

"да-да господа
Не авось, не когда-нибудь
а больше уже никогда

Ах как это мило очень хорошо
Плыло и уплыло было и прошло"
Tags: Женовач, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments