Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Наша старшая сестра

*
«СТАРШАЯ СЕСТРА», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2014 г. (10)

Воспользовался однодневным футбольным перерывом и съездил в театр. Очень удачно сьездил, видел лучшую из московских премьер сезона 2013-2014. Четыре явных номинации на Золотую Маску (лучший спектакль малой формы, режиссура, женская роль и женская роль второго плана).
По видимому, этим я и завершу свой театральный сезон, на июль планов нет, есть планы на август, но это будет уже следующий сезон.

Спектакль идет в малом зале, но это большой, широкий и просторный спектакль.
Актерам в нем просторно, а мыслям тесно.
Актеров меньше, чем персонажей, некоторые играют по несколько ролей, у кого-то контрастное перевоплощение, у кого-то продолжение темы.
Мысли теснятся в голове у зрителя, и от непосредственных впечатлений и от ассоциаций с другими спектаклями и фильмами. Володинская линия в театре и кино очень богата на удачи и эта линия не иссякает, только в этом сезоне в Москве новая постановка в ТЮЗе и возобновление в ОКОЛО.
Но первая ассоциация была не володинская, хотя и близкая к времени действия пьесы (60-м годам). Малый зал в Et Cetera называется эфросовским и пока осматривал пространство перед началом вспомнил о спектакле Эфроса «Снимается кино». Я его не застал, да и режиссер тоже, может и не к этому спектаклю отсылала сценография, но к сьемочному павильону – точно отсылала. Большой прямоугольный павильон, сверху ряды прожекторов, с одной стороны павильона места для зрителей, с противоположной киноэкран (на экране выведено четким школьным почерком название спектакля, таким почерком писали до наступления эпохи шариковых ручек). Слева обстановка квартиры, справа двор, посередине качели. А еще киноплакат с яркой улыбкой кинозвезды, и рекламная надпись СКОРО В КИНО. Надпись и плакат мы видим с изнанки, похоже, что нам покажут изнаночную сторону сьемок, как становятся актрисами, как снимается кино, из какого сора.
Надпись и плакат это верхний этаж декорации, там же чердак слева (детские игрушки, велосипед) и голубятня справа (непременная часть двора). Вот такая у спектакля вертикальная ось, устремлена в небо, в полет, в будущее, которое наступит СКОРО. А горизонтальная ось очень широкая, занимает всю ширину павильона и даже всей ширины не хватает, действие то и дело выходит в двери за левую и правую кулису. По диагонали павильон пересекает красная ковровая дорожка (к счастью, к успеху).
Самая театральная, самая ударная сцена пьесы - «в приемной комиссии» - происходит за дверью в левой кулисе (к массивной «парадной» двери, к храму искусств ведут ступеньки). Зрители эту сцену не видят, только догадываются. Но знаменитый монолог из статьи Белинского «Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей» зрители получают и даже получают возможность произнести его вместе с актрисой, играющей главную роль. С этих слов и начинается спектакль (и потом с них же начинается второе действие). Этот хрестоматийный монолог звучит как эпиграф, как камертон. Впрочем, даже не с него начинается, не со слов, с улыбки. Мария Скосырева выходит к зрителям и улыбается – вот камертон, та самая улыбка, она прекрасно рифмуется с улыбкой кинодивы на плакате.
Пьесу Володина играют легко, с улыбкой. Сатирические массовые сцены (визит комиссии из парткома) играют фарсово, лирические массовые сцены (посиделки во дворе) играют с мягким юмором. И там и там солирует Татьяна Владимирова, сатира у нее выходит резкой, словно карикатура Кукрыниксов, а в лирическую сцену она добавляет волшебство-колдовство, мистическое начало. Ну а потом Владимирова появляется в роли Благодарного Зрителя (лучшее, эталонное исполнение этой роли в театре).
И все это веселье сопровождает грустную володинскую историю, где линии жизни одних людей, пересекают линии жизни других и все запутывается в неразрешимый клубок «расставаний с любимыми».

Спектакль очень точно, правильно собран, смонтирован (если взять термин из кино). За эпиграфом-камертоном сразу следует проверка интонации – киножурнал «Новости дня» (тот самый оптимистичный голос диктора). Так ведь и киносеансы той эпохи всегда предваряли киножурналом. А заканчивается сеанс титрами и песней на титрах. Песня исполнена (и спета и станцована) всем актерским составом, хором.

=======

Наша старшая сестра это та эпоха, та страна, то искусство (литература, музыка, театр, кино), те люди.
Старшая сестра у нас была очень талантливая, и очень заботливая, меньше думала о себе, больше о других, о младших, то есть о нас - оставила нам огромное наследство. Она была нескладная, ее счастливое детство было детдомовским (голодным и дружным). А жизнь у нее была счастливая и несчастная одновременно, с болезненно-неразрешимыми сегодняшними конфликтами и с безусловной верой в завтрашний день, в скорое счастье, как распахнутая улыбка актрисы в рекламе – «Скоро в кино».

Главная героиня говорит в финале, обращаясь к старшему поколению, к своим (к нашим общим) отцам: мы - другие, мы так не сможем, мы так не хотим и не будем. Она говорит это с надеждой, а мы, зрители повторяем эти же слова уже про себя и с печалью – это мы, их младшие братья и сестры, другие. Мы уже не сможем жить так, как они, даже если захотим.
Tags: театр
Subscribe

  • Чик Кориа (1941-2021)

    . Его частная жизнь была предельно закрытой, непубличной. Его уход - завершение частной жизни, об этом сообщили только через два дня на странице в…

  • Страсти малой формы

    . «СТРАСТИ ПО ИОАННУ», Э.Пэррот, Taverner Choir, Consort & Players, Англия. 25.09.2018г. (8) Протестировал новый концертный зал Зарядье. Здание…

  • Музыка для театра (и кино)

    * Сегодня Роберту Планту исполнилось 70. Вспомнил знаменитые театральные спектакли, в которых звучит его голос. «Обратная сторона Луны» (Робер…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • Чик Кориа (1941-2021)

    . Его частная жизнь была предельно закрытой, непубличной. Его уход - завершение частной жизни, об этом сообщили только через два дня на странице в…

  • Страсти малой формы

    . «СТРАСТИ ПО ИОАННУ», Э.Пэррот, Taverner Choir, Consort & Players, Англия. 25.09.2018г. (8) Протестировал новый концертный зал Зарядье. Здание…

  • Музыка для театра (и кино)

    * Сегодня Роберту Планту исполнилось 70. Вспомнил знаменитые театральные спектакли, в которых звучит его голос. «Обратная сторона Луны» (Робер…