Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Уроки музыки (молодой дон и старое пианино)

*
«ДОН ЖУАН», А.Титель, МАМТ, 2014 г. (8)
.
Дон Жуан в этом «Дон Жуане» был, а это уже половина успеха. Дмитрий Зуев – Дон Жуан молодой, с харизмой, актерской и певческой, облик и голос победителя, напор визуальный и акустический.
Вторая половина успеха спектакля - музыка. Музыка Моцарта в исполнении Уильяма Лейси, Александра Тителя и Адомаса Яцовскиса была вторым главным героем.
В конце концов второй герой (музыка) в самом буквальном смысле поглотил (поглотила) первого (Дон Жуана).
Зачем среди людей появляется такой Дон Жуан? Зачем среди людей появляется такой Моцарт?
Чтобы дать людям урок. Это урок непростой, нелинейный, не «мораль басни», или не только мораль, но и что-то еще.

Концепция спектакля одновременно и очень изощренная и очень простодушная.
Изощренная с самой передовой линии современной оперной режиссуры, которая наконец-то преодолела оппозицию буквализация/актуализация и свободно перемещающает действие и из Севильи в плащах и из Москвы в джинсах в иное театральное пространство, в пространство символическое («Дон Жуан» Карсена).
И очень простодушная, из детства, из уроков в музыкальной школе (здесь спектакль продолжает линию замечательно-остроумной «Волшебной флейты», с малой сцены театра).
Оттуда из детства это старое пианино фабрики «Заря». Шесть персонажей оперы на уроке музыки. Опера дает им урок. В финале они выходят на авансцену и докладывают зрителям выученное, оформленное в виде простого нравоучения. Первый раз вижу в «Дон Жуане» такой прием, раньше в Германии так ставили «Волшебную флейту», каждый эпизод заканчивался «моралью», вынесенной на авансцену и обращенной прямо в зал.
А потом все убегают со сцены (последним убегает Лепорелло с конспектом), а музыка остается.

Музыка в спектакле зримая. В роли музыки – декорация.
Можно смотреть на нее спереди и тогда это стена, или занавес, или пять нотных линеек собранных, набранных, как из кирпичей, из старых инструментов. Черные доски потерты, кое-где доски выломаны и в дыры видны внутренности, в полутьме тайные струны поблескивают золотом сквозь патину. Детский вопрос – что там внутри пианино? как устроена музыка?
И еще один вопрос, а что там с обратной стороны, с изнанки?
Режиссер удовлетворяет наше любопытство и поворачивает декорацию. С оборотной стороны пианино обито бархатом – ярко красным и зеленым, в контраст со строгим цветовым сочетанием фасада – черное (дерево), белое (клавиши), золотое(свечи). Бархатная обивка тоже сильно потерта, зияют дыры. Но местами цвет еще ярок и воображение дорисовывает праздничную картину – буйную растительность, живую изгородь, грозди и ягоды. Изнанка полна жизни - влюбляются, ревнуют, обольщают, играют свадьбу, танцуют на празднике, в растительный орнамент вплетаются не только персонажи, но и музыкальные инструменты, оркестру тесно в яме, музыка как на дрожжах восходит, пенится и поднимается на сцену.

Потом декорация снова поворачивается фасадом. Если посмотреть на фасад в перевернутый бинокль, удалить его в темноту, останутся видны только свечи и он превратится в звездное небо. Вид спереди на стену, сменится видом снизу верх, в звездное небо над головой.

В следующей сцене еще одна смена ракурса. Тут веселая, грациозная музыка внезапно омрачается тяжелыми трагическими аккордами, земля уходит из-под ног (качание – один из основных лейтмотивов оперы, когда-то подчеркнутый в венецианской постановке Лоузи, не на прочной тверди это град, на воде). Смотрим на черную стену сверху и видим морскую пучину, золотистую рябь на поверхности темных вод, по волнам плывет статуя командора и тащит за собой Дон Жуана, в конце концов он скрывается «в набежавшей волне».

А если вернутся к обычному ракурсу, к взгляду на декорацию спереди, мы увидим не падение героя в адскую бездну, а наоборот, восхождение. Вверх по нотным линейкам, как по ступенькам. И где-то там между нот тягучего аккорда ре-минор герой проходит сквозь стену и исчезает внутри пианино. Сверкнул, всех обольстил и спрятался.

Как некий херувим,
Он несколько занес нам песен райских,
Чтоб возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха,
после улететь!
Tags: Дон Жуан, опера, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…