Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Вечное ретро

.
Вот так паришь, паришь в высоких театральных сферах, порхаешь, порхаешь с гастролей на гастроли, с фестиваля на фестиваль...
А потом вдруг – шмяк об землю.
Случайно оказываешься на рядовой московской премьере совершенно не фестивального формата.
И видишь … не только обстановку квартиры (вешалка, диван, стенка, дверь, столик на колесиках), но и короткое замыкание вольтовой дуги между сценой и зрительным залом. И чувствуешь самый настоящий, здоровый театральный ток.

«РЕТРО», Ю.Иоффе, ТЕАТР на МАЛОЙ БРОННОЙ, Москва, 2014г. (7)

Заповедный театральный материк, где на полках стоят старые добрые пьесы, немолодые актеры ждут хороших ролей, а зрители ждут простых историй на вечные житейские темы – отцы и дети, женихи и невесты. Театр должен предоставлять этим пьесам, этим актерам и этим зрителям место для встречи. Ему за это воздастся, Мельпомена отблагодарит. Она муза, совершенно свободна, веет, где хочет. Возьмет и поцелует. И будет удача, звезды сойдутся - хорошо сделанная пьеса, адекватная постановка, честная игра актеров (для публики, а не на публику).

Пьеса Галина - парафраз на темы классической русской драматургии – «Власть тьмы», «Женитьба».
Знаменитая «Женитьба» Эфроса была поставлена на этой самой сцене почти 40 лет назад и шла там лет 20, если не больше.
Один из тех женихов - Виктор Лакирев – так женихом и остался, он и в «Ретро» играет жениха, только теперь не его выбирает невеста, а он выбирает. И среди невест Татьяна Кречетова, которая была в той «Женитьбе» Дуняшкой, а теперь играет простую женщину, которых «есть в русских селеньях», и очень уместно цитирует тот самый вечный русский архетип – «НоннуМордюкову».

Режиссуре в таких постановках полагается умирать в актерах, в данном случае в неожиданной жесткости, с которой играет старика Виктор Лакирев, в виртуозной непотопляемости, которую демонстрирует Александр Никулин в роли его делового зятя.
Но рука режиссера здесь видна и самым непосредственным образом – в двух чисто режиссерских сценах: визит «ансамбля брачного агентства» (самое явное и уместное вторжение 21-го века в старую пьесу) и символический «космический» финал, проводы всех советских поколений.

Пьеса «Ретро» написана в 1979 году. Песня «Трава у дома», которую исполняют в спектакле театра на Малой Бронной советские старик и старушки, тогда еще не была написана. Потом в начале 80-х она стала самой модной. А теперь - да, в «ретро» превратилась. Песня прожила целую жизнь, от рождения до пенсии, а вот пьеса нисколько не изменилась, как была «ретро» 35 лет тому назад, так и сейчас в том же качестве «ретро» пребывает. Молодые персонажи пьесы за это время сами в стариков превратились (35+35=70), а конфликт нисколько не устарел, даже приобрел масштаб. Частная история стала всеобщей, не об одном поколении, о всех поколениях, о целой стране, и теперь из наших дней оказалось, что старик-кровельщик поднялся до космических высот.

Пьеса была написана «на вырост»? Пьеса навсегда?
Tags: театр
Subscribe

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…