Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Она в отсутствии режиссера и зрителя

*
«ДОМ БЕРНАРДЫ АЛЬБЫ», Е.Марчелли, ТЕАТР им.ВОЛКОВА, Ярославль, 2013г. (9)

О женской сущности, о женской душе театра.
Дом Бернарды Альбы это театр. Театр-дом.
Вот такая прозрачная аллегория, спектакль от начала до конца рожденный на кончике пера, в фантазии режиссера. От постановки на сцене такой спектакль может стать только хуже.
В идеале его наверное могла бы сыграть труппа фламенко (с заслуженной звездой в роли матери семейства Бернарды). Трупа имеющаяся в наличии была не идеальна, не хватало темперамента и временами действие провисало, но и это обстоятельство режиссер учел и сумел обратить спектаклю на пользу. В такие моменты пауз и внезапных обрывов зрители опять и опять оказывались лицом к лицу с другим «действующим лицом», с пустым театральным залом.
В роли театра, театральной оболочки, обиталища женской души выступили зал и сцена театра имени Маяковского. Места для зрителей находились на сцене, актеры играли на авансцене на фоне пустого зрительного зала, отреставрированного к недавнему юбилею. Классический театр – ярусы, колонны, канделябры, кресла, яркая красная обивка. Такой, каким зритель его никогда не видит. Режиссер поместил зрителя внутрь театра дома и показал ему душу театра изнутри.

В спектакле три действия.

Первое – экспозиция, демонстрация женской стихии, коллективной, хоровой. Завязка истории нешуточных страстей.

Второе – жизнь закулисья. Театр–дом населен труппой-семьей.
Семья Бернарды Альбы состоит из женщин (мать, дочери, служанка).
Театр – семейное, артельное дело. Это действие играют за столом, за приготовлением пельменей (таким образом испанская пьеса русифицирована). Женская стихия раскрывается в отсутствии мужчин. Между двумя мужчинами. Сразу после смерти отца семейства, непосредственно перед свадьбой старшей дочери.
На самом деле в театральной труппе мужчины разумеется есть и они выходят на сцену, но показана мужская часть труппы иронично и саркастично. "Жнецы", о которых упомянуто в пьесе выходят на сцену в образе театральных манекенов – расфуфыренные и загримированные.

Третье действие – праздник театра, премьера. Наконец происходит встреча женского начала с желанным мужским и театральное пространство зрительного зала чудесным образом расцветает, как поле, яркими красными маками. Цветение недолгое, как и положено чуду.
Tags: Марчелли, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments