Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

На задворках государства российского

.
«БОРИС ГОДУНОВ», А.Титель, ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, Екатеринбург, 2013г. (10)

Сразу понравилось, как только увидел катушку с кабелем и бригаду рабочих. А ведь где-то там среди них Веничка пьяненький (или Модест), обитает на грязных задворках государства, но все оттуда видит. Все подмечает.

Хорошо совпало.
Днем по ТВ - Кремль, награждение по итогам Олимпиады и Паралимпиады. Торжественный зал, флаги, золотые гербы, ленты, ордена, медали, грамоты. Государственные деятели, чиновники, тренеры, бизнесмены и один артист. Парадный фасад Государства Российского, его триумф, блеск и сила.

А вечером в театре показали изнаночную сторону. Грязные задворки, темные места, темные дела, кровь под фундаментом, ржавые шестеренки. Тайные пружины, нестроения, проблемы, грозящие власти настоящей бедой. Проблемы легитимности власти, проблемы преемственности, общественного договора. Одиночество и ответственность власти. Ближний круг бояр и пустота вокруг. Монахи, юродивые, служивые в камуфляже, пиджаки - хор.

Сценография Арефьева динамическая и метафорическая – массивная башня. Толстые кирпичные стены, лестницы, бойницы – но народ легко ее двигает, поворачивает (может в очередь выстроится к раздаточному окошку государства, но может и разрушить, как Бастилию). Башня полая внутри - пустота.
Лицевая сторона не показана, а с изнанки – мусорные баки стоят у стены, тусклое освещение.

Пушкин, Мусоргский и Титель ведут серьезный, самый честный и принципиальный разговор о государстве. Показывают изнутри - как работает эта машина, как стопорится, как крутятся шестеренки, как ломаются зубцы.
Картина универсальная и к любым историческим событиям может легко повернуться нужной стороной, как та башня на сцене. Когда ставили спектакль, кто мог вообразить себе украинские события, а вот пожалуйста – невежливые люди (как изнаночная сторона «вежливых людей» в Крыму), «Беркут» сдерживающий толпу, сенаторы в креслах на сцене (а в зале, где в этот момент зажигают свет, депутаты государственной думы?), ничтожество всесильного еще вчера президента-самодержца.

Борис (Алексей Тихомиров) – матерый человечище, крупный, харизматичный. А умирает под лестницей, на задворках государственной башни. И понимает, что некому оставить дело. Башня остается пустая, как руина, только маленький мальчик вжался в стену и спрятался. Беда.
Tags: Музыка Александрова, УкраинаРоссия, опера, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments