Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Река с быстрым течением - МХТ.

.
«РЕКА С БЫСТРЫМ ТЕЧЕНИЕМ», М.Брусникина, МХТ, 2006г. (8)

Тонкие стены.


Рассказано несколько житейских историй и в каждой есть выход за пределы бытового плана. Куда? Что там за пределами, снаружи, за тонкими стенами городских квартир? Сценография точно соответствует двум планам маканинской прозы. Бытовой интерьер – комната слева, комната справа, но в заднике - разрез (в стене дома - трещина) и там видна заснеженная улица и фонарь уличного освещения. Не луна (хотя актеры показывают на фонарь, говоря о луне), не звездное небо. За стеной ничего нет, пустота – холодная, бездушная, электрическая.


Первое действие - первые три рассказа – о «слышимости». Вполне бытовая характеристика качества строительства многоквартирных домов превращена в философскую категорию. «Слышимость» это следствие «тонких стен». Образ «тонких стен» – двойной, он имеет субьективную и обьективную сторону.
Объективная сторона - частная жизнь человека проходит за непрочными «тонкими стенами», он беззащитен перед ударами судьбы – жестокими и алогичными.
Субьективная сторона – писательская. У писателя повышенная «слышимость», он живет в доме с тонкими стенами и слышит что происходит у соседей, у соседей соседей и так далее до самого крайнего подьезда. Во втором действии тема развивается, писателю уже хочется убежать от переполняющих его слух житейских историй, трагедий и драм, происходящих с родственниками, сослуживцами, соседями, знакомыми. Писательский материал хаотично накапливается, потому что нет никакого вывода, не обнаруживается никакого порядка, никакого ответа на вопрос – почему? За что? (Один приобретает, другой теряет, один умирает, другой живет). Писатель прислушивается и слышит внутри, за стенами квартир только безутешный плач ребенка, а снаружи стен - только бергмановское «молчание бога».

Режиссерски спектакль выстроен непросто. Он развивается, движется по направлению от литературы (чтение текста) к театру (актерская игра).
В начале - авторский текст, прямо обращенный в зал. В роли автора - Дмитрий Брусникин, актер очень убедителен, так как обладает нужной значительностью и харизмой.
Потом - коллективное чтение. Актеры в брусникинской прозодежде, униформе (светло-серый верх, темный низ).
И, наконец, последний рассказ инсценирован, превращен в драму и уже не прочитан, а сыгран. К сожалению, реализация этой нетривиальной режиссерской идеи подкачала, последний рассказ вышел наименее убедительным, надуманным, преувеличенно театральным. Поэтому второе действие уступает первому.

Река.

Во втором действии место «тонких стен» занимает другая метафора – «река», образ также двузначный.
Жизнь – река с быстрым течением. Почему быстрым, быстрым по сравнению с чем? Быстрым относительно возможностей человека устоять, рассчитывать, понять.
Второе значение появляется в самом финале – автор читает рассказ про пьяного, который упал в мелкую реку, лежит лицом вверх и просит пить, а вода - здесь рядом.
Река сносит, но река и утоляет жажду. Наверное это ответ на вопрос, что там снаружи (не пустота).
Но человек (как тот пьяный) не может этот ответ расслышать.
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments