Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Ивонна – Офелия - Марья Тимофеевна - Дженис Джоплин – обериу.

.
«ИВОННА, ПРИНЦЕССА БУРГУНДСКАЯ», А.Левинский, «ЭРМИТАЖ», Москва, 2006г. (9)

Настоящая вещь, глубокая и тонкая, с огромным количеством смысловых ассоциаций.

«Офелия! О нимфа! Помяни
Мои грехи в твоей святой молитве!»


Где-то в самой глубине фундамента под пьесой Гомбровича находится образ Офелии из «Гамлета». В пьесе Шекспира линия Офелии далеко не на первом плане, однако эта пьеса такова, что из любой, самой второстепенной линии можно вытащить очень многое, если взяться ее разрабатывать. Стоппард посмотрел на «Гамлета» глазами Розенкранца и Гильденстерна, а Гомбрович - глазами Офелии.

При этом на поверхности спектакля ссылки на «Гамлета» постоянно иронически обыгрываются одним из приятелей принца (Розенкранц? Гильденстерн? Кирилл? нет, кажется, Валентин – С.Сухарев), но это уже изобретение режиссера, в тексте Гомбровича у принца не пара приятелей, а только один приятель и один лакей и Шекспира он не цитирует. Ироничная игра в «Гамлета», да еще в исполнении персонажа, напоминающего мальчика с сачком из фильма «Добро пожаловать» (А чего это вы здесь делаете? – пошел отсюда!) вполне в духе пожелания автора - «как можно ярче подчеркивать элементы гротеска и юмора».
Левинский придумывает опираясь на текст, вот как это сделано:
(выписал из текста пьесы несколько упоминаний Валентина)
1.
Принц (к Валентину): Валентин, прошу тебя, не путайся под ногами.
Валентин выходит
2.
Входит Валентин.
Принц: Уйди, Валентин! Что же мне теперь делать?
3.
Камергер: Эх, молодость, молодость, чудесное было время. (Входит Валентин.) Чего тебе, Валентин? Пожалуйста, не мешай.
Валентин уходит.
4.
Входит Валентин.
Принц: Выйди, Валентин. Мама, я хотел бы поговорить с тобой наедине.
5.
Входит Валентин.
Камергер: Прошу выйти!
Король (мрачно): Пошел вон!


На остроумный скелет роли Валентина, предложенный автором, режиссер нарастил мясо – добавил к каждому появлению персонажа соответствующую моменту цитату из «Гамлета».

Дженис Джоплин и «Бременские музыканты».

Мальчик с сачком – образ может и случайный, но он из 60-х годов, период очень важный для становления Алексея Левинского - эпоха хиппи, молодежной конркультуры. С ней связан его первый шумный успех («Затюканный апостол» в театре Сатиры) и эхо этих идей и образов явственно слышно в спектакле. Ивонна – солистка ансамбля бродячих музыкантов (можно сказать «Бременских музыкантов», если вспомнить этот главный советский хиппистский манифест, только Трубадур и Принцесса поменялись местами). Можно вспомнить и главную певицу хиппи – Дженис Джоплин. При том, что манера исполнения здесь абсолютно другая (у Джоплин предельно истеричная, а у Левитиной – предельно аутичная), есть существенное сходство – искренность, простодушие и сосредоточенность.

На почему же вместо активного Трубадура теперь анемичная Ивонна, вместо экспрессивного голоса Дженис - тихий проникновенный голосок Левитиной?
Видимо потому, что это эхо, тень минувшего. Так работает время – для наглядности можно сравнить современные фотографии Алексея Левинского и фотографии дипломных спектаклей Школы-студии МХАТ, выпуск 1969 года.

Песни Ганны Грановской, которые поет Ивонна (Ольга Левитина) предельно просты, с их помощью сложный вычурный мир драматурга 20-го века режиссер сталкивает с простотой («упала спичка, сгорел дом»). И сложный взрослый мир «замка», отгородившийся от проблем богатством, церемониями, высокими стенами тоже сталкивается здесь с простотой и не выдерживает проверки простотой. Тут же вылезают скелеты в шкафу (проблемы никуда не исчезли, они вытеснены в подсознание), благопристойность, политкорректность это всего лишь броня лицемерия.

Царевич Филипп.

Художественная технология испытывать мир сталкивая его с чем-то предельно достоверным, предельно простым и бесхитростным лежит в главном русле христианской традиции, начиная с фундаментального «блаженны нищие духом» (можно вспомнить «Чудо святого Антония» Метерлинка и спектакль Чернякова «Двойное непостоянство» по пьесе Мариво с очень похожими на "Ивонну" мотивами).
Здесь противоположности сходятся: самый изощренный персонаж ( принц Филипп ) тянется к самому простому (Ивонне). Поначалу в этом влечении есть некий вид утонченного извращения – подобный сюжетный ход был у Достоевского – женитьба Ставрогина на Марье Тимофеевне Лебядкиной, но принц Филипп, как и «царевич» Ставрогин, начиная игру, постепенно заигрывается и открывает в ней настоящие бездны.
Принц в исполнении Арсения Ковальского самый сложный персонаж спектакля, остальные актеры (Белоусова, Храпунков, Левитина, Заболотный) - в ярких условных масках, они играют компактный первый план. Ковальский же выглядывает из-под маски, останавливается, задумывается, рефлексирует - приоткрывает дверь в бездну, но это происходит только в первом действии, дальнейшего развития этого персонажа не происходит ни в пьесе ни в спектакле (не «ставрогинская» тема волновала автора, а тема конформизма).

Ивонна-обериу.

И последнее (можно, можно было и дальше ходить по ссылкам проложенным Гомбровичем, Левинским, Ковальским, но надо когда-то и остановиться).
От евангельского понятия «нищеты духа» тянется ниточка к обериутам («Уважай нищие мысли» писал Александр Введенский), а значит появление спектакля Левинского в «Эрмитаже» - "театре-обериу" очень неслучайно.
Tags: Левинский, театр
Subscribe

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments