Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Второй ледниковый период

*
«ЛЁД», К.Богомолов, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР, Польша, 2014г. (4)

Театрального отклика не получится, потому что писать почти не о чем. Спектакля нет. Нам показали анти-спектакль (уверен, что сделано это вполне сознательно).

Задача поставить на сцене этот текст Сорокина вполне решаема.
В нем есть и эффектная концепция и действие - для режиссера.
Для художника - яркая визуальная среда (и не одна, период от начала 20-го века до наших дней).
Для актеров – около десятка действующих лиц-социальных масок.
И можно легко вообразить себе такую постановку (марши, стяги, звезды, свастики, сталинский и нацистский ампир, соцарт), но Богомолов легких путей не ищет, ничем из лежащего на поверхности не воспользовался. От всех театральных составляющих текста отказался. Сосредоточился на самом тексте без театрализации и визуализации.
Исключил собственно действие (самые зрелищные сцены романа сохранены, но их не зритель смотрит, их читатель читает с экрана задника).
Поместил все в нейтральную среду без исторических примет.
И актеры здесь не играют роли, а зачитывают текст.
Радио-театр? Нет, даже не это. В голосах актеров нет почти никакой интонационной выразительности. Аудиокнига.

Театральных исключений из анти-театра всего два.
Одна из ролей все-таки была не зачитана, а сыграна по-настоящему (актриса Данута Стенка).
Второе исключение получили только московские зрители – авторскую интонацию (перевод в наушники подавал сам режиссер, и это было самое правильное решение).

Что же касается самого текста (книгу я не читал), он оказался не лишен определенных достоинств. Воспринимался с интересом. Чисто читательским/слушательским – куда повернет сюжет, чем дело кончится.

«Лёд» это такая графоманская антиутопия (или утопия, это от мировоззрения читателя зависит). В молодые годы я тоже сочинял подобные эротически-исторические фантазии-эпопеи с обязательным участием СС и ГБ, построенные на образах советского кино. Ведь для всех послевоенных поколений самое выразительное советское кино это кино о войне (Великой Отечественной).

Самое интересное тут целостная модель мира, модель истории, и даже космогонический миф о сотворении мира.
При этом острие антиутопии направлено в настоящее, актуальное, злободневное. Не отвлеченная фантазия, а своего рода публицистический памфлет.
Роман опубликован в 2002 году на переломе от девяностых к нулевым. Автор проницательно уловил приближение заморозков, наступление ледникового периода (тут уместно вспомнить «Отморозков» Кирилла Серебренникова).
Ледниковый период это то, что предшествует оттепели и следует за оттепелью. Такое вот вечное чередование (подмерзнет, подтает).
Первый ледниковый период это время Гитлера и Сталина (30-е-50е годы прошлого века). Визуальных примет эпохи в спектакле нет, есть только нордическая твердая музыка Листа.
Время льда сменяется временем дерьма (жидкой грязи).
Период оттепели наступает в 1953 году и достигает апогея в 90-е - время разборок, наездов, проституток и наркоманов. Эта среда гниения и распада - исходная точка книги. В этой жидкой среде и появляются первые признаки нового/старого времени. Твердого, ледяного.

Аллегория прозрачна. Вморожена в текст, как в кусок льда.

Самый главный персонаж романа – тот, который сохранил лед первого ледникового периода и передал его как эстафету наступающему второму ледниковому периоду. Хранительницу льда и сыграла Данута Стенка. Холодной харизмой, спокойной красотой она напоминает легендарных актрис сталинского кино - ледяных див, блондинок киноэкрана. Ведь некоторые дожили почти до наших дней, до старых песен о главном. Законсервировались, пережили оттепель и забвение и встретили новый интерес начинающейся реставрации.

На одном полюсе ослепительно-прекрасная актриса.
На другом - тухлый голос автора спектакля, читающий нарочито грязный матерный текст.

Авторская интонация как раз «оттепельная» – обычное богомоловское отвращение к жизни, но здесь она дополнена ледяным презрением.
И к уходящему периоду дерьма и к наступающему периоду льда.
Оба хуже.
Нет ли у вас другого глобуса другой истории ?
Tags: Богомолов, Музыка Александрова, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…