Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Дон Жуан - самец, Дон Жуан - актер

«ДОН ЖУАН», А.Морфов, ТЕАТР им.КОМИССАРЖЕВСКОЙ, Санкт-Петербург, 2004г. (9)

Первое действие. Дон Жуан – животное.


В первом действии на сцене здоровый веселый заводной народный театр. И взгляд на Дон Жуана тоже «народный», вгляд слуг на хозяина, смесь насмешки (они же каждый день видят его в неглиже, с похмелья и т.п.) с восхищением (наш барин круче всех, вон как смело берет женщин и посылает собственного папашу-маразматика). Действие происходит в декорации из досок, напоминающей декорацию «Дон Жуана» Эфроса, что особенно подчеркивает противоположность подхода Морфова к образу Дон Жуана. В спектакле Эфроса была интеллектуальная драма, Дон Жуан – философ. Баргман с блеском яркими комедийными краскам изобразил Дон Жуана - скота. Холеное развратное животное - черные кудри, бакенбарды, усы, тухлый взгляд черных глаз. И почему такие элвисы пресли и филиппы киркоровы так нравятся женщинам? Почему они (что аристократки, что рыбачки) не видят, что бакенбарды и усы нарисованы углем? Остров рыбаков это просто «край непуганых идиотов», сыграно очень смешно и театрально (особенно диалог Шарлотты и Пьеро с пакетами на головах). Но ведь и причина успехов Дон Жуана тоже «простота», хочешь обладать – обещай женится, хочешь обладать многими – женись на всех. Простота избалованного ребенка – хочу и беру. Вот такая комическая модель мира, нарисованная теплыми “ренессансными” красками - актеры время от времени собираются в скульптурные композиции (гробница Командора) или групповые портреты (жанровая сценка «слуги вокруг Сганареля»).

Второе действие. Дон Жуан – кто он?.

Второе действие начинается с пародии на первое, слуги изображают пробуждение хозяина из первого действия (под те же тревожные удары увертюры Моцарта). Надо отметить очень эффектное музыкальное сопровождение, иронически использованная увертюра к «Дон Жуану», контраст между сицилийским народными песнями и «If I were a carpenter» Роберта Планта.
Однако текст Мольера во втором действии начинает сопротивляться «простонародному» взгляду на Дон Жуана. И режиссер это учитывает и разворачивает образ другой стороной. Монолог раскаявшегося Дон Жуана Баргман играет почти серьезно, это уже не тупой Дон Жуан - самец, а Дон Жуан - актер. Расчетливый циник и лицемер (набросок к образу Тартюфа), у него появляется «утонченный вкус» - он находит особую прелесть в повторном обладании Эльвирой.
Такой Дон Жуан непобедим, и вот этот момент его настигает пресыщение, когда победы даются так легко, становится неинтересно жить. Он ищет свой предел, ищет того, кто смог бы его остановить (дуэль с братом Эльвиры чем-то напоминает фильм «Попутчик»). А когда понимает, что предела нет, наступает скука – дважды два четыре, дважды два - четыре, дважды два – четыре…
В пьесе Мольера последнее слово остается за Сганарелем. В спектакле у слуги нет серьезных аргументов. Финал открытый. Сверху что-то сыпется. То ли высшие силы наконец-то вмешались, то ли это сыпется песок из немощного папаши.
Tags: Дон Жуан, театр
Subscribe

  • Чик Кориа (1941-2021)

    . Его частная жизнь была предельно закрытой, непубличной. Его уход - завершение частной жизни, об этом сообщили только через два дня на странице в…

  • Страсти малой формы

    . «СТРАСТИ ПО ИОАННУ», Э.Пэррот, Taverner Choir, Consort & Players, Англия. 25.09.2018г. (8) Протестировал новый концертный зал Зарядье. Здание…

  • Музыка для театра (и кино)

    * Сегодня Роберту Планту исполнилось 70. Вспомнил знаменитые театральные спектакли, в которых звучит его голос. «Обратная сторона Луны» (Робер…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments