Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Белый сюр, черный сюр

.
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН», А.Жолдак, МИХАЙЛОВСКИЙ ТЕАТР, Санкт-Петербург, 2013г. (5)

Театральный сюрреализм. Стиль выдержан четко, последовательно от первой сцены до последней. Вот только сделано это холодно, без лирики, внешним образом по отношению к лирическим сценам Чайковского и потому не волнует и не цепляет. Ни эмоционально, ни интеллектуально. Смотришь невовлеченным взглядом наблюдателя, фиксируешь изменения картинки – от абсолютно белого сюрреализма начальной сцены до абсолютно черного сюрреализма последней сцены и уже полной темноты в финале. Черное вторгается в белый (детский, женский) мир последовательно и неуклонно, сначала черные точки-бусинки-ягодки, Черномор из сказки, потом у белой собаки появляется черная пара и наконец входят черные мужчины – сразу двое по числу белых сестер. Впрочем старший из мужчин, совсем как Хлестаков, еще не решил с какой начать, с маменьки или с Татьяны.
А когда Татьяна примеряет высокие черные сапоги, догадываешься, что финал будет полностью черным – черные стены, черный потолок, черные одежды.

Толкование сновидений – светлые сны девочки подростка (белая комната, бегает карлик Черномор), темные сны замужней женщины (черная комната, мужчина вылезает из окна).
В бело-черной картинке два контрастных красных пятна – бокал с вином в сцене дуэли и пресловутый малиновый берет. Символика цвета – черные стрелки на белом циферблате, молоко, лед, кровь, пепел.

Партия разыграна. Мат в семь ходов (по числу картин) поставлен. Что еще надо для успеха постановки.
Я бы посоветовал режиссеру поупражняться в самоограничении, не мельчить. Оперному искусству идут крупные жесты. Скажем, достаточно одного громкого падения предмета на сцену (черные напольные часы эффектно падают в сцене дуэли и превращаются в гроб). А когда на сцену постоянно что-то грохается, зрители привыкают и эффект размывается.
То же и карлика Черномора касается. Несколько коротких появлений (в каждой картине по разу) больше впечатлят зрителя. Не стоит ему постоянно присутствовать на сцене.
Пять картин из семи перегружены мелкими деталями – многословие от неуверенности в себе (вдруг зрители заскучают). Визуальная гармония достигнута только в двух картинах – пятой (дуэль, черный ковер по диагонали перечеркивает сцену) и седьмой (в комнате Татьяны, бледные лица выхватываются из темноты).
Tags: опера, театр
Subscribe

  • Старинный снимок (1911-1912 год, примерно)

    . Пополнение семейного фотоархива – от петербургских родственников. Замечательный снимок, можно картину сделать и на стену повесить. Ян Янович…

  • Мама

    . Сегодня 90 лет со дня рождения. Три фотографии, самые ранние (недавно раздобыл у родственников): 1949 год, Камышин. 1945 год, Иркутск.…

  • Бессмертный полк

    . Очень своевременно раздобыл две военные фотографии родственников Старший лейтенант медицинской службы Гребенщикова Валентина Михайловна…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • Старинный снимок (1911-1912 год, примерно)

    . Пополнение семейного фотоархива – от петербургских родственников. Замечательный снимок, можно картину сделать и на стену повесить. Ян Янович…

  • Мама

    . Сегодня 90 лет со дня рождения. Три фотографии, самые ранние (недавно раздобыл у родственников): 1949 год, Камышин. 1945 год, Иркутск.…

  • Бессмертный полк

    . Очень своевременно раздобыл две военные фотографии родственников Старший лейтенант медицинской службы Гребенщикова Валентина Михайловна…