Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Колядки-2014 №8. «Букет в вазе»

.
«БУКЕТ», Н. Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 2006г. (6)

Не срасталось у меня с этим спектаклем. Впервые так на нынешних гастролях. На предыдущих спектаклях сразу начиналось театральное счастье, легкая зрительская эйфория (или тяжелая зрительская эйфория :) и дальше до конца, до самых последних поклонов она продолжалась. Здесь также началось, привычное колядовское вступление к спектаклю - вышел дебильный паренек тихо хихикал и водку поджигал (Итунин - роль без слов, даже в программке среди действующих лиц ее не было, а вот ведь сыграл). Массовка начала свой безостановочный хоровод, бег из центральной двери в левую боковую кулису. Музыка опять же замечательная.

Но как только начали непосредственно пьесу играть, вышло несовпадение. Текст, драматургия, сюжет и персонажи пьесы - отдельно, а постановка весь этот режиссерский шаманизм - отдельно. Две субстанции категорически не смешивались, как вода и масло.
А лучше сказать (ближе к пьесе) не сочетались, как цветы и репейник в букете. Не складывался этот театральный букет.
А еще лучше сказать, букет-пьеса не сочетался с вазой-сценическим решением.

Не принимала душа то, что происходило на сцене, не принимала извращенное выкапывание подобных людей и ситуаций. Слабоумный мальчик сексуально озабоченный. Его идеологически озабоченная мамаша. Две жилички с нескладной женской судьбой. В роли мамаши – актер, что сразу задает рамку отстранения, зачем?
Неприятное чувство, будто тебя разводят профессиональные нищие в электричке («четверо детей на вокзале с бабушкой»). Вникать противно, хочется отвернуться. Сразу вспомнил две давних режиссерских работы Коляды, которые мне категорически не понравились по той же причине - «Уйди-уйди» в Современнике и «Клаустрофобию» на гастролях 2011 года.

К антракту мой интерес к происходящему оказался в самой нижней точке. Оставалась только надежда на чудо, на то, что спектакль развернет (в этом театре такое бывает часто, правила игра меняют прямо по ходу действия).
Так и случилось, соотношение между драматургией и шаманством сдвинулось в сторону драматургии. Пьеса начала открывать свои достоинства, закончилась экспозиция, топтание на одном месте, началось действие, начались перемены.
Второй выход экскурсовода - эффектный драматургический прием, рифма к началу первого действия. И тут оказалось, что пока шел антракт случилась перестройка. Большая история переломилась и это радикальным образом сказалось на частной истории, лежачий камень сдвинули и тут такое потекло, все зашевелились, забегали, начались комбинации. Понемногу проснулся зрительский интерес, но это было еще не чудо. Чудо случилось во время ночной сцены и его сделали два актера Макушин и Плесняева. Прекрасная тихая атмосферная сцена - во дворе, у костра, такой негромкий сокровенный разговор. Совсем тихо, еле слышно песня доносится (из окна соседнего дома). Так хорошо сцена поставлена, спектакль словно взлетел.
Ночная жизнь контрастна по отношению к дневной, люди не спят, колобродят, сталкиваются друг с другом (вспомнилась чеховские ночные сцены в «Трех сестрах», в «дяде Ване»).
Потом ночные скандалы начинаются. Макушин и тут прекрасно сыграл, одной репликой много раз повторенной (еще раз убедился, что Коляда-автор, Коляда режиссер и актеры Коляда-театра знают толк в повторах).

Но недолго спектаклю полетать пришлось, тут пьеса закончилась (этот Гамлет выбрал "не быть").

В целом ощущения противоречивые и отклик сумбурный.

Пьеса - букет проблем, букет персонажей – жильцов дома. Они помещены в этот дом, как букет в вазу. Пьеса не бытовая, букет помещен в символическое пространство. Букет - частная история (частные истории жильцов одного дома, «цветочков») помещен в вазу - в большую историю (одной страны). Можно представить себе эту вазу. Ваза украшена гербом и красными звездами. Как дом мемориальными досками (одна доска – «жил», другая доска - «работал», экскурсоводша говорит дОска с ударением на первый слог). И вот то, что в первом действии было вазой (символическим священным местом) во втором оказалось ночным горшком.
Два действия пьесы – две ступени деградации дома (страны). В первом медленное сползание. А во втором обвал.
Хороводы массовки вокруг стеклотары это камлания на капище, дикость. И очень важно, что это не первобытная первичная дикость, а дикость вторичная, приобретенная, одичание. В присутствии прошлых святынь, которым поклоняются уже язычески, по инерции. Экскурсии водят по святым местам, конспектируют цитаты из классиков (но уже путают Островского с Достоевским).
Одичание это ведь и в «Гамлете» было. Параллели с «Гамлетом» тут очень важны – и ведь среди персонажей «Букета» свой Гамлет есть, он также зол (тот притворялся безумцем, а этот просто слабоумный) и играет тот же актер (Ягодин жестко играл, без ожидаемой в подобных ролях достоевщины). И кабанья голова на сцене из «Гамлета». Здесь она играет роль бюста Ильича писателя, висит в красном углу вместо иконы и два букета красных гвоздик из ушей торчат. Следы прошлой забытой утерянной культуры, утерянных смыслов, утерянных ценностей. Им еще поклоняются по инерции, но уже забыли за что именно. И какая разница Джоконда это или памятник пролетарскому писателю (весь памятник не виден, только рога торчат, когда центральная дверь декорации открывается).
Сначала люди из первобытного языческого состояния поднялись. А потом могут и обратный путь пройти, от веры к суевериям, пустым ритуалам. Так люди по привычке говорят «здрассьте», забыв, что когда то желали «здравствовать», говорят «спасибо», забыв про «спаси Бог».
Tags: Коляда, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments