Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Колядки-2014 № 4, 5, 6. День с Коляда-театром

.
Второй год так счастливо складывается, что январские гастроли Коляда-театра в ТЦ «На Страстном» становятся вершиной, «макушкой» московского театрального сезона. После серии осенних фестивалей (Территория, Сезон Станиславского, НЕТ) и перед самым началом весенней серии (Золотая Маска, Твой шанс).

А макушкой самих гастролей Коляды-2014 у меня был вчерашний день, воскресенье – три спектакля подряд (с перерывом на прогулку по крещенскому (уральскому) морозу до блинной и обратно – и мозги проветрил и подкрепился).

«УРОКИ СЕРДЦА», Н. Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 2012г. (8)

«СКРИПКА, БУБЕН И УТЮГ», Н. Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 201?г. (7)

«ФРОНТОВИЧКА», Н. Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 2010г. (10)


Очень удачно выстроилась композиция - «день уральской драматургии», ученица-учитель-ученица. Сначала драма про одиноких постсоветских женщин (две одноактные пьесы Ирины Васьковской), потом комическая интермедия – зарисовки Николая Коляды о придорожной закусочной (тоже в двух частях) и в завершении драма Анны Батуриной о советской женщине, женщине тоже одинокой, но совсем по-другому и совсем другой (что называется почувствуйте разницу).
И хоть спектаклей Большой (классической) серии в этом день не было, спектакль «Фронтовичка» нисколько им не уступает – одна из вершинных режиссерских и актерских работ этого театра. Праздник души.

1.
Первый спектакль – вариации на ту же каноническую тему, на тему «Мурлин Мурло». Открытий не было, но сами вариации исполнены очень хорошо. В каждой пьесе по две женщины (в первой сестры во второй мать и дочь) и один мужчина (в первой пьесе он появился на сцене, во второй его ждали, но он не появился). Композиция из трех элементов (так и «БСЭ» построена). Смотрелись одноактовки прекрасно и навели на обобщение, на мысли об остановившемся времени. Ведь сама пьеса «Мурлин Мурло» в 1989 году написана (СССР еще формально существовал, а тема была уже открыта, так и «Вишневый сад» был написан до). Постановка Волчек вышла в 1991-м году. И словно не было этих 20-ти с лишним лет – драматургия в той же точке находится, «героиня нашего времени» находится в том же (нищем и полубезумном) состоянии, бывшие люди после конца страны, перед концом света. Жизнь за это время очень сильно изменилась, далеко вперед ушла, достаточно посмотреть на зрителей в зале, на пейзаж за окном по дороге в театр, но ведь не везде. Остались многочисленные «застойные зоны» (и географические и социальные) переменами почти не затронутые и драматурги их не бросают, держаться за них (с одной стороны плохо, что держатся за привычное, за то на чем уже набили руку, а с другой стороны хорошо что не бросают, кто-то должен об этом помнить и писать, об аутсайдерах, тех самых «униженных и оскорбленных»).
Ну а кроме всего этого социального, есть простые житейские истории (смех, слезы, уроки сердца) - одинаковые, что в хижинах, что в дворцах.

Первую пьесу хорошо разыграли на троих Вершинина, Кравцова и Замураев. Этих актеров не видел раньше в главных ролях, тем приятно убедится, что в этой команде длинная скамейка.

Во второй пьесе на сцену вышли Любовь Ворожцова и Ирина Ермолова и тут уже начался другой театр, устроенный посложнее. Актрисы диаметрально противоположные не только внешне, манера игры совершенно разная. Ворожцова играла можно сказать горизонтально - как в жизни, предельно естественно, иголку не просунешь. Ермолова играла чрезмерно, поперек бытового и психологического, вертикально. Столкновение двух противоположностей сделало этот спектакль, пересечение горизонтали и вертикали в одной точке, точке покоя сделало тихий финал с бесконечным повторением финальной фразы, с мизансценой друг напротив друга за столом и взглядами, которые говорят больше слов.

2.
«Скрипка бубен и утюг» – новая пьеса. В программе гастролей это называлось презентацией, а сыграли самый настоящий спектакль, только без декораций и мизансцен. С любимыми актерами (Ермолова, Маковцева, Зимина, Колесова, Чопчиян, Цвиткис) , в костюмах – уже вполне готовый актерски. Пьеса самоигральная (эффектные драматургические повторы-рифмы), социально-точная, текст вкусный, темы вечные – свадьба (в первой части) и последствия (во второй части). Отлично прозвучало в качестве комической разрядки.

3.
«Фронтовичка» очень правильный спектакль и по линии жизни (это ведь про поколение моих родителей, их братьев и сестер, я их хорошо помню, тут всё очень верно оказалось по тону). И по линии театра – прекрасно сложно срежиссированный и прекрасно исполненный спектакль.

Сценография – березовые чурбачки, киноэкран (на экран иногда лезли посторонние надписи, зрителям надо было бы в этот момент свистеть для полной сходства с атмосферой в киноклубах тех лет :) и вентилятор - ветер.

Актеры – их было много, все хороши, и хор и солисты. Вроде и текста немного, а отличных ролей много – Зимина, Колесова, Федоров, Ягодин, Итунин, Макушин, Замураев.
И Маковцева в заглавной роли, о которой надо сказать отдельно.

Музыка очень точно подобрана, точно соответствует тому времени и трем театральным стихиям спектакля – ностальгической (под песню о главном Дунаевского), драматической (под «трофейную» немецкую классику) и мелодраматической (под немецкую и уже в самом прямом смысле трофейную песню из фильма «Девушка моей мечты»).

Маковцева и играет одной гранью эту самую девушку моей мечты (прическа, платье и танец), но всеми остальными гранями – полную противоположность. Противоположна Марике Рёкк и хрупкость телесная и жесткость характера и судьба (не водевильная), только в одном мелодраматическом месте пересечение («у него нож»). А главное, что есть у фронтовички - победительная воля к жизни: «строить» начальство, учить детей батманам, кружить голову лихому мотоциклисту и мальчику аккомпаниатору, вербоваться на Дальний Восток.
На таких стержневых характерах и держалась жизнь (и победили они и восстановили страну). Искусство, что называется, «в большом долгу» перед такими женскими характерами.

Недавно видел спектакль точно о тех временах, но в другом месте, в Грузии. Слова Габриадзе и к «Фронтовичке» относятся:
«Осень моей весны» — это песня о моей бабушке, воспоминание о послевоенных годах в опустевшем, обнищавшем Кутаиси. То же самое было, наверное, и в Нижнем Новгороде, и в Самаре: голод, холод, керосинки. Было желание жить, любить – то, что, на мой взгляд, отличает наши трудные времена от тех трудных времен. Тогда были в людях «соки жизни», которые не давали им «засохнуть», помогали жить и радоваться жизни.

Лучше всего соки жизни в музыке выражены. Не случайно подобрано именно такое исполнение «Утренней песни» Дунаевского, самое аутентичное по времени/месту (запись 50-х годов народного хора алюминиевого завода города Каменск-Уральский). Это звучание как камертон и под него выстроена картинка со счастливыми лицами хористок и сладкозвучным солистом (Федоров тут особенно хорош и точен, просто картинка в картинке, центр композиции). Именно такую музыку тогда по радио крутили, именно она укрепляла людей (тут моя блогоприятельница написала, что такое «хоровое начало советского строя выступает здесь силой, подавляющей интимное, хрупкое, женское» - http://skaska-skazok.livejournal.com/117524.html, а по-моему подавляет попса, которую сейчас по радио передают, а музыка Дунаевского наоборот хрупкое женское укрепляет). И еще тогда по радио крутили классику и она тоже укрепляла, не давала засохнуть. В Моцарте и Бетховене те же соки жизни, что и в Дунаевском.

К сожалению так и не опознал, какая классическая музыка звучала в спектакле (кроме 9-й симфонии на гармошке), похоже на два фрагмента из фортепианных концертов, из медленной части и из финала. Танцевальная часть похожа на Рондо из концерта Бетховена, но какого точно не смог определить.

«Фронтовичка» это такая «старая песня о главном» о главной военной тайне тех поколений (в "Голой пионерке" про нее забыли, а в "Фронтовичке" помнят).
Если без пафоса, можно вспомнить один тост и сказать так:
Спектакль о том, «благодаря чему мы несмотря ни на что».

Потому такой прекрасный финал, как памятник – мужчина и женщина (Макушин и Маковцева). Финал, открытый навстречу будущему, то есть нам, их детям и внукам.
Tags: Коляда, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…