Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«Норма» в комнате.

*
«НОРМА», Й.Виллер, С.Морабито, ШТААТСОПЕР, Штутгарт, Германия, 2002г. (9)

Это оригинал той «Нормы» , что идет в Новой опере. Постановка воспроизведена с точностью до запятой. Очень интересно наблюдать, что происходит со спектаклем при другом оркестре и дирижере, с другими певцами актерами, на другой сцене.

Размер ИМЕЕТ значение.

Сцена в Штутгарте показалась значительно меньше, чем в Москве – и в ширину и в высоту и в глубину. При переносе в Москву декорация Анны Фиброк была соответственно масштабирована и производила несколько другое впечатление. В московском спектакле действие происходило в соборе, пусть и запущенном (обшарпанные стены, давно не крашеные лавки). Высота декорации создает другое пространство, сразу возникает контраст помещения (со следами былого величия) и наполняющих его людей (маленьких, в бедной невзрачной одежде). В штутгартском действие происходит фактически в комнате, в молельной комнате какой-нибудь секты (Алексей Парин сделал остроумное предположение, что это секта идолопоклонников Беллини, а тело на каталке – это забальзамированный труп великого композитора). Такое место действия сильнее подчеркивает опрощение, снижение драматического сюжета. Соответственно и свет поставлен комнатный, более контрастный, во многих сценах героев окружает полутьма, если привести аналогии из живописи – это не героико-мифологические картины, а жанровые сценки.

Музыка ИМЕЕТ значение.

Замысел постановщиком в том и состоит, чтобы спустить сюжет с неба на землю, вместо условных галлов-римлян-друидов показать обычных людей. Парадокс в том, что это не приводит к снижению оперы в целом. Масштаб конфликтов и страстей задан музыкой, она звучит величественно (дирижер Вилль Хумбург), чего не было в московском спектакле. Нематериальное величие музыки, заполняющей комнату совершенно переоценивает значение убогого материального ряда – и здесь в комнате возможны страсти ничуть не менее героические, чем в священной роще. Музыкальный ряд существенно меняет восприятие еще и потому, что поддержан исполнителями главных ролей и главных партий.

Певец-актер ИМЕЕТ значение.

Норма и Адальжиза в Новой опере выглядели хичкоковской парой соперниц брюнетка- блондинка. Кэтрин Наглестад (штутгартская Норма) - простая женщина в черном платье обладает настоящей харизмой Анны Маньяни. Это, во-первых, идеально вписывается в визуальный ряд сделанный в канонах итальянского неореализма, а главное, соответствует античным корням Нормы - сцена, когда она целится в спящих детей из пистолета, не выглядит постановочным трюком, страсти античной Медеи вполне к лицу такой героине. И грандиозные арии Беллини ей тоже "к лицу".

Также совершенно преображается другой постановочный трюк.
В Новой опере было совсем непонятно, зачем режиссер заставляет исполнителя роли Поллиона забираться на бортик, а потом идти по бортику, как гимнастка по бревну, с трудом сохраняя равновесие, и при этом еще петь. В Штутгарте другой Поллион (Юхан Вайгель) – молодой, гибкий, стройный - вылитый Ален Делон. Он шутя запрыгивает на бортик, стоит, изящно опираясь на стену, потом пробегает по бортику, как супермен по крыше. И при этом заливается соловьем.
Tags: опера, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments