Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Колядки-2104 №2. «Женское и мужское»

.
«МАСКАРАД», Н. Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 2012г. (10)

Решил именно этот спектакль из программы нынешних гастролей по второму разу смотреть и не прогадал. Очень хорошо прошло, еще лучше, чем в первый раз ( http://lev-semerkin.livejournal.com/508776.html ). Режиссерская партитура (музыкальная пластическая) – совершенна, абсолютное зрительское счастье. С первых же минут так хорошо на сердце легло, с первых томительных тактов «In the Mood for Love» с первого «колокольного» звука ложки о ложку. И бродит по сцене женщина в платке, и стоят рядком актеры – тряпичные куклы, ручки как плети свесили и смотрят на сцену так печально, потом водят свои магические хороводы и маленьких тряпичных кукол надевают на руку (куклы играют в кукол).
И пусть потом партитура не всеми солистами и не во всем была идеально исполнена, общего впечатления эти шероховатости уже не испортили, тон и ритм были сразу верно заданы и катилось до самого конца. Если «Мертвые души» это была «езда по ухабам», то нынешний «Маскарад» - "балет на льду". Самый красивый спектакль из классической серии Коляда-театра. Вот кстати и вывод, «Мертвые души» надо бы тоже второй раз посмотреть, может выровняться спектакль, дозреть, как «Маскарад» дозрел.

А уж когда Ермолова вышла… Вот идеальное исполнение роли (партии в партитуре Коляды-Лермонтова). Тут уже стало запредельно хорошо, каждый жест ловил, каждый поворот брови, ресницы, мизинчика – все точно и каждая интонация и каждое слово, скольжение по тонкой грани между комической пародией на супер-женщину и прямой эманацией женского начала со сцены в зал.
Ехал со спектакля и думал, а ведь нет сейчас в Москве таких актрис. Стал вспоминать прошедшие сезоны, трех супер-женщин вспомнил и все не из Москвы (Ермолова из Екатеринбурга, Светлова из Ярославля и Раппопорт из Петербурга). А ведь когда-то в советской Москве были и не три, больше – Вертинская, Неелова, Чурикова, Гундарева, Демидова. Сейчас лучшая из московских актрис – Роза Хайрулина - совсем другой природы, другими качествами хороша, не эманацией женственности.

Но это было лирическое отступление (может кто не согласиться и вспомнит и назовет еще актрис).
А пока вернусь к «Маскараду». В первый раз я именно женский спектакль увидел. Фантазию женщины (нашей женщины, в платке) на тему романтической пьесы. Во второй раз впечатление вышло более обьемным, спектакль выстроен из двух тем – женской и мужской. А между - главная музыкальная тема (романс Нины, песня без слов), - о любовном настроении и невозможности соединения этих начал предназначенных друг для друга, невозможности счастья, невозможности красоты.

Женская тема в свою очередь разделилась на три – три женских персонажа, три женских возраста (у Олби была такая пьеса «Три высокие женщины» и прекрасная постановка Голомазова). Здесь три актрисы – Зимина, Ермолова, Маковцева, три персонажа - бабочка, баронесса, Нина. Три возраста – ранний рассвет, мощный зенит и закат – печальный, но не тусклый, с молодой душой, с чистым сердцем, с яркими всполохами фантазии.

У мужского спектакля единственный центр и единственный герой – Арбенин. Арбенин в маске и без маски. Вот что интересно, Ягодин начинает с маски (комической, пародийной) и постепенно показывает из под маски человеческое лицо – живое, умное, злое, циничное, азартное, в финале жалкое, безумное. А Ермолова играет все сразу, не последовательно, а одновременно. Все планы от крайнего фарса до абсолютной женственности.
Арбенин - мужское начало. Глазами женщины – влюбленной, ненавидящей, жалеющей, страдающей.
Арбенин как проект – выстроил себя, как улитка домик, как черепаха панцирь (маска – твердый панцирь). Казалось бы домик прочный, но оказалось что уязвимый. Казалось бы всё постиг и всё прошел, и всех насквозь видит. И споткнулся на ерунде, а на самом деле на собственной пустоте и собственном эгоизме. Сам свою жизнь, свой домик обрушил и остался беззащитным маленьким бледным безбровым зверьком.

Стены декорации на этом спектакле украшены белыми листами. Но когда гаснет свет на сцене, листы начинают светиться сами. То ли это окна в иной мир (невидимые при свете). То ли это накопители света, запоминающие устройства – части одного запоминающего устройства, которое всё собирает и впитывает, все учитывает и следовательно всю правду видит и когда-нибудь воздаст. И простит. И соединит в ином тонком и нежном мире, где летают бабочки, несоединенное в нашей грубой реальности.
Tags: Коляда, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…