Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Хорошо сказано № 35

*
Спектакли иногда действительно похожи на фейсбук и тамошних авторов: проклятия «кровавому режиму» перемежаются с отсылками к ютюбовским роликам популярных исполнителей, размышлизмами о сиюминутном

Кирилл Серебренников - http://www.snob.ru/selected/entry/69807

Там еще много любопытного о «трансформации театра в современное искусство»:

появились режиссеры, которые ставят актеру задачу «не играть».
Видимо, их пугает актерская техника, во-первых, как нечто неясное им, а во-вторых, как атрибут «старого» театра, где водораздел между профанным и высокопрофессиональным был более очевиден.
Актер в современном театре не играет, например, солдата — он передает сведения о нем. Он, готовясь к роли, не записывает все подробности своего героя в тетрадку, не «берет» у прототипа своего героя интервью, не переживает его жизнь, не делает «наблюдения» и «этюды к образу», он просто и внятно сообщает: я — солдат.
И сегодня этого вполне хватает зрителю, он верит, что это солдат, и больше никаких объяснений и доказательств ему не требуется. Зритель верит в происходящее на сцене так же, как он верит сообщениям из своей новостной ленты. Facebook не нуждается в доказательствах. Если зритель из программки и афиши знает, что перед ним Гамлет, ему уже не нужно доказательств в виде там психологического раскрытия образа, он и так верит.


Здесь можно заменить слово «солдат» (например, на слово «чиновник, «полицейский», «священник»), а Гамлета на Зосиму.
Но ведь и без того ясно по чьему адресу выпад. И выпад более принципиальный, чем Хазанов-Раневская на юбилее Волчек.
А вообще-то эти выпады уже в залп складываются (см. http://lev-semerkin.livejournal.com/556649.html )

Потом Серебренников переходит к публике (рассуждения спорные, но интересные)

Есть театр для современных мещан, обывателей. Их вкусы консервативны. Они любят «классический» театр, не очень понимая, что это такое.
Есть театр для продвинутой хипстерской молодежи.
Есть театр для либеральной интеллигенции.
Но все-таки современный театр — это в основном театр для буржуа. Дамы на высоких каблуках, мужчины в дорогих костюмах, которые за большие деньги хотят смотреть что-то гарантированно качественное и известное; собираясь в театре, они верят, что именно это и есть сегодня самое модное и актуальное. Придут, посмотрят и, даже если ничего не поймут, то, по крайней мере, зачекинятся.


И в заключении формулирует альтернативу фейсбук-театру

я хочу делать демократический театр без вип-зон, без каких-то резерваций для специальной элитной публики. Я хочу, чтобы это был театр для людей — демократический театр, где можно увидеть разные спектакли. Эти спектакли могут нравиться или не нравиться, но они все объединены пониманием очень простого правила: в театре все люди равны. И эти люди называются красиво — «публикой».

Своего рода credo, демонстрация силы и независимости.
Публичная присяга стрелеровской концепции «театра для людей» (или по-нашему – идее «художественного общедоступного театра»).
И несогласие с "линией партии”, с позицией кураторов театра, которые идею «театра для людей» списали в архив, а о той самой публике говорят так - Сколько раз, сидя в театре на рядовой московской премьере, я с ужасом думала: «Господи, что я делаю тут, среди всех этих социально чуждых мне людей... (см. http://lev-semerkin.livejournal.com/157385.html )

=======

UPD: Автор статьи в "Снобе" счел необходимым заявить (в фейсбуке), что "Этот текст не против кого, не направлен на оскорбление ничьих чувств и никого конкретного не имеет в виду".
Речь идет конечно о явлениях, а не о личностях. Принципиальный разговор по существу, а не оскорбление чувств.
И пообещал продолжение...
Tags: Богомолов, К.С., М.Давыдова, Хорошо сказано!, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments