Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Не ведая стыда

.
Продолжение про «Привычку творить искусство» (http://lev-semerkin.livejournal.com/569886.html)

Аннотация к спектаклю обещала нечто рафинированное, спектакль о высоком искусстве, игру в бисер (Оден-Бриттен-Томас Манн-Малер-Висконти) :

Сочиняя новую оперу «Смерть в Венеции», композитор Бенджамин Бриттен обращается за советом к своему старому другу и бывшему коллеге, поэту Уистену Хью Одену. Это их первая (и вымышленная) встреча за последние 25 лет, и на ее протяжении Бриттен и Оден обсуждают вопросы искусства, излагают свои взгляды на жизнь, поэзию и музыку.

Аннотация мало соответствует спектаклю. Про поэзию и музыку там как раз очень мало. Про высокое ничего нет. Очень много про личную жизнь и ее грязную сторону. Про самое низменное. Тема «Смерти в Венеции» подана в самом пошлом, даже похабном ключе. Тема Просперо и Калибана вывернута так, что Просперо оказывается значительно гаже Калибана.

Очень интересно смотреть, как из сора репетиции, из споров с автором, из актерских штампов и комплексов рождается спектакль.
А «не ведая стыда» копаться в грязном белье – не интересно и даже противно. Нам показали, как Оден мочится в раковину и принимает мальчика-по-вызову, нам рассказали как Бриттен присаживался на ванну к мальчикам. Один совсем опустился и человеческий облик потерял (при этом ощущает себя Просперо), другой еще держится в рамках приличий. Но ведь мы же их не за это любим?

Впрочем, музыку Бриттена я не люблю, а стихов Одена не читал. Любви нет, но в любом случае остается интерес к людям искусства, к личностям.

Полюбите их черненькими? Сначала с черным пятнышком (не будем стыдливо умалчивать, не будем закрывать глаза), а потом только про черное пятнышко, закрыв глаза уже на все остальное. Это называется "честность".
Это дорога в никуда. Западное искусство давно этой дорогой идет, снимает одно табу за другим. Долой стыд!
Дозу приходится все время увеличивать. Стыда все меньше и вот уже совсем не осталось, всё дозволено, а честности все больше. Зачем такая честность?

Тут можно кинуть реплику в сторону и повторить любимую мысль М.Давыдовой о безнадежной отсталости русского театра.
Да, похоже еще не родился тот «богомолов», что выведет в таком ключе на нашу сцену скажем Бродского и Шнитке.

Главная линия спектакля (тема ядра, спектакля в спектакле) – встреча «Просперо» и «Ашенбаха» показала нам, что к концу 20-го века оба они опустились и протухли.

Интереснее оказывается «Калибан» (мальчик-по-вызову), с ним в спектакль входит тема второстепенных героев истории, малозаметных, лишенных права голоса (тема «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»).

А еще интереснее – главная тема оболочки, линия, которую ведет персонаж эпизодический - второй режиссер и которая поначалу совершенно незаметна, только в финале выходит на первый план.
Второй режиссер это ведь единственная женщина в этом исключительно мужском спектакле (если не считать один раз мелькнувшую в кадре маму мальчика из хора). И она получила возможность поруководить совершенно случайно, из-за отьезда основного режиссера (разумеется мужчины).
Единственная женщина - фигура символическая, почти бессловесная, дух театра, уже почти задушенный, оттесненный мужчинами-извращенцами на дальнюю периферию дела. Какими глазами она смотрит на все это? На историю, в которое ей, женщине, вообще нет места. Она имеет еще меньше прав, чем Калибан, Розенкранц и Гильденстерн.
Ее позиция это позиция постороннего, она много видит, много знает, но почти ничего не говорит. Знающий не говорит, говорящий не знает. Наверное в ней еще теплится то старинное высокое искусство, мужчинами давно отвергнутое. Она любит театр, даже такой, рожденный из сора и грязи.
Репетиция окончена, все расходятся. Она уходит со сцены последней, уже в полном одиночестве, в полном молчании, гасит свет и уносит свою тайну с собой.
Tags: театр
Subscribe

  • Чик Кориа (1941-2021)

    . Его частная жизнь была предельно закрытой, непубличной. Его уход - завершение частной жизни, об этом сообщили только через два дня на странице в…

  • Виртуальный тур (часть 11)

    * Виртуальный тур по театрам мира не мог обойтись без главной пьесы мирового театрального репертуара. “ТРАГЕДИЯ О ГАМЛЕТЕ”, П.Брук, БУФФ-ДЮ-НОР,…

  • Страсти малой формы

    . «СТРАСТИ ПО ИОАННУ», Э.Пэррот, Taverner Choir, Consort & Players, Англия. 25.09.2018г. (8) Протестировал новый концертный зал Зарядье. Здание…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Чик Кориа (1941-2021)

    . Его частная жизнь была предельно закрытой, непубличной. Его уход - завершение частной жизни, об этом сообщили только через два дня на странице в…

  • Виртуальный тур (часть 11)

    * Виртуальный тур по театрам мира не мог обойтись без главной пьесы мирового театрального репертуара. “ТРАГЕДИЯ О ГАМЛЕТЕ”, П.Брук, БУФФ-ДЮ-НОР,…

  • Страсти малой формы

    . «СТРАСТИ ПО ИОАННУ», Э.Пэррот, Taverner Choir, Consort & Players, Англия. 25.09.2018г. (8) Протестировал новый концертный зал Зарядье. Здание…