Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Когда б вы знали из какого шума

.
"ПРИВЫЧКА ТВОРИТЬ ИСКУССТВО", Н.Хайтнер, КОРОЛЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР, Англия, 2010г. (7)

По смыслу увиденного я бы слово «творить» в названии заменил.
«Привычка заниматься искусством» - так точнее, тем более что в оригинальном названии никакого «творить» нет – «The Habit of Art». Слова «творить», «творчество» слишком пафосно и благородно звучат, а одна из целей постановки разблагородить и опустить и «жрецов святого искусства» и само искусство. Но это только одна из целей. Спектакль разомкнутый, многовекторный, многослойный.

В четвертый раз прихожу в кинотеатр «35мм» на программу «National Theatre Live». На двух первых показах («Франкенштейн») были аншлаги в большом зале. На третьем («Аудиенция») был аншлаг в малом зале. В этот раз зрителей было совсем мало. И это вполне справедливо, спектакль не имеет большого кино-зрительского потенциала, никаких особых манков. Он может быть интересен только совсем узкому кругу любителей театра (или любителей рафинированного искусства 20-го века). Да и устроен он очень сложно.
И вот этим особенно интересен театралам-англофилам. Мы уже привыкли, что английский театр более консервативный, более зрительский, чем театр европейский – и вот наглядное исключение из этого правила. Сложная игра в игру, театр в театре.
Перед зрителями в зале (большой зал, с балконом, не малая экспериментальная сцена) разыгрывают «как бы» репетицию, черновой прогон спектакля. Актеры играют и персонажей пьесы, которую ставят в театре, и самих актеров, которые то и дело выходят из образов и играют уже от себя. Несколько участников спектакля на репетицию не пришли, за них играют второй режиссер и ассистент, одному из исполнителей главных ролей тоже приходится играть и за себя и за того парня. На сцене появляется и посторонний актер, который в это время играет спектакль в другом зале, в паузе прибежал поболтать с друзьями (спектакль по чеховской пьесе, поэтому он в гриме и костюме russki mujik - из серой дерюги, момент пародийный и очень остроумный, я оценил :). А также на сцене работают операторы, которые то ли фиксируют репетицию, то ли снимают спектакль для нас – зрителей программы «National Theatre Live». Режиссер на репетиции отсутствует, зато присутствует автор пьесы.

Оболочка представления (спектакль о театре, о театральной кухне, о репетиции ) оказалась более интересна и содержательна, чем ядро (тот спектакль, который перед нами «как бы» репетируют).

Оболочка - спектакль о том, как играют спектакль, сюжет давно освоенный английский театром, но в комедийном ключе («Шум за сценой»).

В ядре находится пьеса, сделанная также приемом хорошо известным – история возможной встречи двух великих людей. Мы уже видели такие спектакли про Баха и Генделя, про Талейрана и Фуше, про Бора и Гейзенберга. В данном случае «великие» это поэт Уистон Оден и композитор Бенджамин Бриттен.

Таким образом, сложность и новизна постановки состоит в использовании двух старых приемов (комедийного и биографического) одновременно – как будто обьединили две пьесы Майкла Фрейна «Копенгаген» и «Шум за сценой».

О том, что получилось из такого обьединения – в следующем посте.
Tags: театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments