Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Балалайка Сергея

*
"ЛЕДИ МАКБЕТ НАШЕГО УЕЗДА", К. Гинкас, ТЮЗ, Москва, 2013г. (8)

Хорошо! Сразу становится хорошо, включаешься, как только в зал входишь. Занавеса нет, сцена открыта и декорация на сцене впечатляет. МТЮЗ - театр черный и декорация в эту черноту вписана. И похожа на декорацию «Скрипки Ротшильда» - светлое натуральное дерево на черном фоне. В самом спектакле это внешнее сходство начинает работать на содержание, продолжает чеховскую серию Гинкаса-Бархина - «Жизнь прекрасна №4 (по Лескову)». Там из досок гробы, здесь из досок заборы-кулисы (меж высоких заборов), гроб потом тоже появится.

Тот же черный задник (черное, ночное, беззвездное небо) и лучи невидимого прожектора (света сверху, из-за пределов этого мира). Там было дерево, а здесь деревянный помост - дорога, уходящая к ночному горизонту, в бесконечную темную бездну.
Или наоборот, дорога ИЗ темной бездны задника к линии рампы, во всю ее ширину, и распахнутая в зрительный зал. По этому помосту выкатываются в зал герои Лескова, их слова, их страсти. В дорогу как в воронку втягивается внимание зрителя, в дорогу уходящую за горизонт можно всматриваться бесконечно, как в темноту омута, как в черное озеро из оперы Шостаковича.
На дороге люди в серых шинелях, то поднимаются, вырастают как великаны и чуть не взлетают, то падают в грязь или на колени опускаются. Это визуальный эпиграф.

Первая половина спектакля выстроена идеально, а потом длинноты, заданный повествовательный ритм (от главы к главе) теряется, финал же наоборот сильно сокращен и скомкан. История Катерины - от мечты о ребенке до рождения ребенка. То, что потом было (финал истории любви, возмездие), режиссеру не интересно. Человеческого в Катерине уже ничего не осталось, а смерть ее тела – вопрос времени. История Катерины это путь, сначала резко вверх, потом резко вниз. Катерина меняется. Боярская именно это сыграла и сыграна сильно – глаза сверкают, натянутая струна вибрирует и рвется. В начале хороша, привлекательна, в середине вамп, а в конце страшна. Человек постепенно разворачивается, раскрывается и расчеловечивается. Раскрывается прорва - страшная, черная, ненасытная. Бездонная (Свободы! Секса! Денег!). Женская ("хочу быть владычицей морскою"). Даже любовник немного тушуется, какую дверцу он своей балалайкой, как ключом отворил.

Баринов (в роли свекра) еще одна отсылка к «Скрипке Ротшильда», поначалу играет фактура – суровый, степенный, крепкий. А в сцене смерти, без слов играет недоумение и вот в этот момент вспоминаешь чеховского Якова. Эта немая сцена кульминация роли, но не конец. Потом он еще приходит к Катерине во сне, в образе кота (муж никчемный, а вот свекор в подсознание Катерины запал). Сон сделан светом, движением прожектора как маятника.

И Сергей (Балалаев) тоже кот. Кот не первой молодости, немного потасканный (это соответствует тексту, он опытный ходок, у него уже была связь с хозяйской женой), но мягкий, подвижный, пластичный, длинные волосы, красная рубаха, балалайка в руках и гриф торчит.

Вот такой треугольник - Боярская-Баринов-Балалаев. А вокруг хор – работники в белом (и одна работница). Белье и темные шинели – контраст. И в спектакле есть контраст (смотреть темное на темном скучно и нет того эффекта, настоящей черноты без белого не получишь) – первые сцены живые, бытовые. Хор вкусно играет, как всегда в МТЮЗе.
А после первого убийства – высвобождение и несколько дней полного счастья, чувственного, в единстве с природой - и с окружающей природой и с собственной, телесной.

Лунный свет, пробиваясь сквозь листья и цветы яблони, самыми причудливыми, светлыми пятнышками разбегался по лицу и всей фигуре лежавшей навзничь Катерины Львовны; в воздухе стояло тихо; только легонький теплый ветерочек чуть пошевеливал сонные листья и разносил тонкий аромат цветущих трав и деревьев. Дышалось чем-то томящим, располагающим к лени, к неге и к темным желаниям.
Катерина Львовна приподнялась на локоть и глянула на высокую садовую траву; а трава так и играет с лунным блеском, дробящимся о цветы и листья деревьев.


Да, именно такой поставлен свет в спектакле.
Только вот еще иконы на стенах золотом отсвечивают и суровая музыка с колосников и дорога куда-то за горизонт в черноту уходит. И как это все одно с другим сочетается, одно в другое переливается… Тайна. Бездна.
Что тут скажешь, какой месседж?
Приучили режиссеры подменять автора собой и прикручивать свои месседжи к классическим текстам, а тут ничего к Лескову от себя не добавлено, только и повторишь за автором

Иной раз в наших местах задаются такие характеры…
о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета.
Tags: театр
Subscribe

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments