Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Ка, ра, ма, зо, вы. Комедия.

*
"КАРАМАЗОВЫ", К.Богомолов, МХТ, 2013г. (2)

Предварившая премьеру информационная кампания оказалась гораздо интереснее, динамичнее, драматичнее самой премьеры.

Горячие фейсбук-отчеты режиссера, отклики с прогонов, запредельные восторги поклонников, мэтры склонившие головы, теленовости, топ яндекса. Отписались даже два моих нетеатральных блогоприятеля (http://papasha-mueller.livejournal.com/2185101.html и http://m-yu-sokolov.livejournal.com/2803261.html ), которые вряд ли пойдут это смотреть. Об этом спектакле очень легко писать «не смотря».
Спектакль из тех, что легко пересказывать.
Но скучно смотреть.
Он медленно, что называется «со всеми остановками», движется от сочинения г-на Достоевского к сочинению г-на Богомолова.
Сочинение Достоевского исполнено ровно-бесстрастно, без выражения, без огонька, а сочинение Богомолова (сиквел к роману «Братья Карамазовы») исполнено с огоньком c клубничкой (нетрадиционной, генно-модифицированной) и с большим перебором.

Остановками здесь являются музыкальные и поэтические шлягеры, режиссер отобрал свои самые «любимые» – ментовский шансон и Высоцкий, «Я люблю тебя, Дима» и «Стоит над горою Алёша», Requiem и “Show must go on", Лев Лещенко и Верка Сердючка, «Калинка-малинка» и «У Лукоморья дуб зеленый». Остановки долгие, там где было бы достаточно двух строк исполняют два куплета, они гасят действие и без того вялотекущее.
Между шлягерами сцена за сценой, реплика за репликой, монолог за монологом исполняются через запятую. Диалогов почти совсем нет, пока один персонаж говорит свой текст (поёт или слушает свою песню), остальные стоят на сцене столбом и ждут своей очереди.

Такому вялотекущему действию нужен допинг, первого укола приходится ждать очень долго, до самого конца первой части. И вот наконец первый горячий диалог – Катерина и Грушенька занимаются лесбийским сексом (на видеоэкране), затем выходят на сцену, Митя обращается то к одной то к другой, то через экран, то в реале. Задремавшая публика вздрагивает. Кто от нетрадиционного секса, кто от нетрадиционной театральности.
Во второй части спектакля таких уколов допинга в тело романа уже несколько, а в третьей части и дозу приходится увеличивать и интервал между дозами сокращать. Наступает привыкание и опять скука.

Мало-помалу текст Достоевского начинают вытеснять собственные тексты режиссера. Сначала дописаны отдельные реплики персонажей, затем титры, всё более многословные, затем сцены, всё более длинные – телерепортаж с похорон Зосимы, сношающиеся милицАнеры (словно сошли с известной картины «Целующиеся милиционеры» и сыграли в "заводной апельсин"), визит Ивана к банкирше Хохлаковой, визит следователя к банкирше Хохлаковой, камео режиссера (он играет черта, «посылающего» милицАнеров, которые пришли в нехорошую квартиру его арестовывать).
Таким образом спектакль становится окончательно похож на «Идеальный муж. Комедия». Актеры, забив на Достоевского также, как они забили на Уайльда, играют пьесу, сочиненную режиссером. Всё с теми же громкими музыкальными остановками. Всё с теми же ровными интонациями (с фальшивым выражением или совсем «без выражения»).
Алеша – деревянный и глупый, как Буратино (Хайруллина деревянно двигается и говорит кукольным голосом, слова и мысли коротенькие).
У его подружки (по суициду) Лизы деревянные ручки-ножки.
Митю и Ивана поменяли местами. И если Иван (Кравченко) от этой замены получился совсем никакой, то Митя (Янковский) очень даже какой, неожиданно убедительный неврастеник.
Грушенька – баландинка в кокошнике с заметными следами Ренаты.
Хохлакова (Зудина) – вот бесспорная удача, непонятно как сделано, но ведь удалось теми же грубыми приемами не сломать, не подменить, а вырастить из персонажа Достоевского остросовременный шарж.

Смысл? Месседж?
Стёб, глум и глубочайшее отвращение к стране обитания и людям ее населявшим во времена Достоевского и населяющим сейчас (это постоянная тема режиссера).
Достаточно будет упомянуть, что старца Зосиму и Смердякова играет один и тот же актер, вот вам и месседж (персонаж романа решил его пересказать своими словами и дописать, что было дальше, получилось эдакое «Забавное Евангелие от Иуды»).
У Некрошюса был титр «Рай есть». А здесь в программке написано «черт есть».
Еще можно вспомнить «Достоевский-трип» Сорокина, только здесь щи пожиже, «Достоевский-трип-лайт».

=======

продолжение темы (как улучшить спектакль :) - http://lev-semerkin.livejournal.com/565525.html
Tags: Богомолов, МХТ, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…