Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Горилка с перцем

*
"ДЕЗЕРТИРЫ И СТРАННИКИ", Ю.Якубиско, ЧССР, 1968г. (5)

В фильме три части, связанные общими героями, общей темой и единой структурой - действие происходит во время 1-й, 2-й и 3-ей мировой войны соответственно.
Зрительский интерес шел по нисходящей. Первая часть – восторг. Вполне законченная миниатюра, очень выразительная и самодостаточная (по большому счета там уже все сказано и показано, авторская модель мира предьявлена исчерпывающим образом). Словакия у Якубиско выглядит как балканская страна, там всегда лето, всё там цветастое, цыганистое, с перцем, любовь-кровь, сабли-гусары-скрипки-лошади-костры-большевики-кулаки-свадьба-погром. Котел с борщом, с которого в результате войны сорвало крышку и разогретое переперченное варево разлетается во все стороны, брызги на киноэкран. Экспрессивная киноформа идеально соответствует содержанию, сдвиг от реальности к песням, легендам страшным сказкам о встрече со смертью.

Во второй части продолжается тот же бардак, что и в первой, но на материале 2-й мировой войны. Здесь очень сильно сказался год съемок – 1968 и текущая политическая ситуация, немцы там показаны с симпатией, а советские войска и словацкие партизаны – пьяной ордой. Мальчик в немецкой пилотке наблюдающий за происходящей вакханалией на хуторе это по-видимому сам режиссер. Развесистая клюква о советской армии 40-х (у офицера патлы из под фуражки торчат) дополняется наскоро врезанными в фильм документальными кадрам ввода советских войск в Чехословакию. Подлинность этих кадров добивает вторую новеллу окончательно.

Детский восторг режиссера перед немецкой военной формой сказался и в третьей части, чисто сюрреалистической (и очень скучной). Сквозной герой (с брутальным и очень выразительным черепом) несколько раз появляется там то в шинели то в фуражке эсесовца. Сюрреализм оторвался от корней и сразу стал среднестатистическим поп-арт коллажем – условные персонажи, условное место действия, отвлеченные диалоги, инсталляции перед кинокамерой (голые старики, голые дети), модная бит-музычка 60-х годов (на слова “Stabat Mater”).
Tags: ЧехияСловакия, кино
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments